7 советов психолога: как научить ребенка выбирать

25 марта 2025

​Представьте себе подростка, который, столкнувшись с выбором между различными кружками или секциями, не знает, что предпочесть. Он боится ошибиться и разочаровать родителей. Принятие решений у детей — ключевой навык, который помогает им стать самостоятельными и уверенными в себе личностями.

Как подойти к развитию самостоятельности у подростков, с чего начать и о чем следует помнить, рассказала Стартории кризисный психолог, эмоционально-образный терапевт Ирина Яковлева.​

Ольга Саркан
Автор медиа Стартории
С чего начать?

Источник: обложка.

Прежде чем приступать к развитию навыка самостоятельности у ребенка, родителям стоит запомнить несколько важных моментов.
1. Формирование ответственности и самостоятельности — это длительный процесс. Не ожидайте быстрых результатов.
2. Ответственность за формирование этого навыка в первую очередь лежит на родителе. Ваша задача — быть эмоционально стабильным, быть примером и создавать доверительную среду.
3. Даже если подросток совершает ошибки или сопротивляется изменениям, не нервничайте и будьте готовы менять стратегии поведения.
4. Каждый подросток уникален, и то, что полезно для одного, может оказаться неподходящим для другого. Адаптируйте эти советы к индивидуальным потребностям и особенностям ребенка.
5. Если вы сталкиваетесь с серьезными трудностями, вам может пригодиться консультация психолога или психотерапевта.
Отходите от модели «родитель — начальник, ребенок — подчиненный»

Часто родители используют авторитарный стиль воспитания: устанавливают жесткие правила, контролируют каждый шаг ребенка, наказывают.

Такая модель поведения не приводит к формированию ответственности и самостоятельности. Так можно воспитать только навык быть послушным из-за страха наказания.

В идеале нужно строить партнерские отношения, где ребенок чувствует себя равноправным участником процесса принятия решений.
Вместо директив задавайте вопросы: не говорите «ты должен/должны…», а спросите «какие у тебя есть варианты? что ты думаешь об этом?».
Привлекайте ребенка к обсуждению правил, границ и последствий в случае их нарушения. Это повышает его вовлеченность и снижает сопротивление.
Учитывайте право на собственное мнение. Даже если вы не согласны с выбором ребенка, признайте его/её право на собственную точку зрения. Постарайтесь понять мотивы, а не просто отвергнуть мнение.
Фокусируйтесь на сотрудничестве, а не на контроле. Подчеркивайте, что вы — команда, работающая вместе для достижения общих целей.
Откажитесь от роли «спасателя»
Родительская любовь, забота и стремление оградить ребенка от любых трудностей — это, безусловно, прекрасные чувства. Но когда они перерастают в чрезмерную опеку и вседозволенность, это лишает ребенка возможности научиться самостоятельно справляться с трудностями.
Сосредоточьтесь на установлении границ в наиболее важных областях, таких как: безопасность, здоровье, учеба и уважение к другим людям.
Позволяйте ребенку устанавливать правила в менее важных областях. Например: в выборе одежды, еды или проведении досуга.
Позволяйте ребенку сталкиваться с последствиями своих действий. Не спешите вмешиваться, когда ребенок совершает ошибку. Дайте ему возможность самостоятельно осознать последствия и найти способ исправить ситуацию.
Последовательно придерживайтесь установленных правил и границ. Исключения должны быть редкими и обоснованными.
Превращайте ошибки в возможности для роста
Страх совершить ошибку — один из главных факторов, мешающих ребенку учиться принимать решения и делать выбор. Если ребенок боится наказания, он скорее станет избегать решений и перекладывать ответственность на других.
Рассказывайте ребенку о своих ошибках и о том, как вы справлялись с ними. Это показывает, что ошибаться — это нормально, а на ошибках можно учиться.
Хвалите ребенка за усилия, а не только за результат. Важно, чтобы он/она понимали ценность процесса обучения.
Вместо того чтобы ругать за неудачу, помогите ребенку проанализировать, что пошло не так и как можно избежать подобных ошибок в будущем.
Учите извлекать уроки. Акцентируйте внимание на том, что можно узнать из каждой ошибки, какие навыки можно развить, какие выводы сделать.
Выходите за рамки «хорошо/плохо»

Часто родители упрощают процесс выбора, сводя его к дихотомии «хорошо/плохо», «правильно/неправильно». Однако реальный мир гораздо сложнее.

Чтобы научить ребенка делать осознанный свободный выбор, нужно развивать критическое мышление, учить его анализировать сведения, оценивать разные точки зрения и принимать обдуманные решения.
Вместо того чтобы давать готовые ответы и советы, поощряйте ребенка искать и обдумывать информацию самостоятельно. Например, с помощью вопросов: «Что ты думаешь об этой ситуации? Какие аргументы есть за и против этой точки зрения?»
Учите критически оценивать источники данных, отделять факты от мнений, проверять достоверность сведений, распознавать попытки манипуляции.
Помогайте ребенку анализировать свои решения. Спрашивайте: «Как ты пришел/пришла к этому выводу?», «Какие мысли тебе помогли принять это решение?», «Что бы ты сделал/сделала по-другому, зная то, что знаешь сейчас?».
Стимулируйте внутреннюю мотивацию, а не внешнее вознаграждение

Иногда родители прибегают к системе поощрений и наказаний, чтобы мотивировать ребенка к ответственному поведению. Но внешняя мотивация эффективна только в краткосрочной перспективе.

Для формирования устойчивого чувства ответственности и самостоятельности подростков необходимо стимулировать внутреннюю мотивацию, интерес к деятельности и ощущение собственной компетентности.
Помогайте ребенку находить смысл и пользу в том, что он/она делает. Для этого необходимо понимать, какие ценности важны для вашего ребенка.
Поощряйте его/её самостоятельно размышлять о пользе того, что он/она делает, с помощью вопросов: «В чем тебе это может помочь в будущем?», «Как с помощью этого ты можешь добиться успеха в чем-либо?».
Поощряйте ребенка задавать вопросы, исследовать новые области знаний и заниматься тем, что ей/ему действительно интересно. Помогайте, объясняйте и поддерживайте тогда, когда у него/неё возникают трудности.
Сравнивайте ребенка только с ним самим/ней самой, отмечая прогресс и достижения.
Развивайте эмоциональный интеллект
Психология выбора требует умения управлять своими эмоциями, осознавать свои потребности и учитывать чувства окружающих. Развитие эмоционального интеллекта необходимо, чтобы сформировать зрелую и ответственную личность.
Учите ребенка распознавать и называть свои эмоции. Обсуждайте, что вызывает те или иные чувства и как они влияют на поведение.
Предлагайте стратегии управления негативными эмоциями: дыхательные упражнения, рисование, физическая активность.
Помогайте ребенку понимать чувства других людей, ставить себя на их место и учитывать их потребности.
Помогайте научиться выражать свои чувства словами, а не через агрессию или избегание.
Учите планированию и организации
Без навыков планирования и организации ребенок погрязнет в хаосе, будет испытывать постоянный стресс и терять мотивацию.
Помогите ей/ему освоить инструменты планирования, такие как: календари, списки дел, приложения для управления временем.
Учите ставить реалистичные и достижимые цели, разбивая их на более мелкие шаги.
Поработайте с приоритетами и грамотным распределением времени. Предложите ребенку вести дневник, в котором он/она будет записывать свои задачи, планы и достижения.
Выделите ребенку определенную сумму денег на неделю или месяц и дайте возможность самостоятельно распоряжаться ею. Помогите составить бюджет, спланировать расходы и исходя из этого принять решение о покупках. Обсудите, как его/её выбор влияет на его/её финансовое положение.
Практические упражнения и игры

Игры и упражнения помогут закрепить полученные навыки, подчеркивает Ирина Яковлева.

Колесо выбора. Нарисуйте круг, разделите его на сектора и впишите в каждый сектор различные варианты выбора. Помогите ребенку проанализировать плюсы и минусы каждого варианта и сделать осознанный выбор.

Колесо эмоций. Используйте диаграмму, на которой написаны различные эмоции и их оттенки. В ситуациях выбора предложите ребенку определить, какие эмоции он испытывает по отношению к каждому варианту решения проблемной ситуации. Обсудите, как эти эмоции могут повлиять на его решение.

Игра в последствия. Разыгрывайте различные ситуации и просите ребенка предсказать, какие последствия могут быть у того или иного решения.

Стратегические игры. Разбирайте с ребенком различные ситуации, предлагая ему проанализировать варианты, оценить риски и преимущества и принять наилучшее решение. Настольные игры станут хорошим помощниками в этом деле.

Дилеммы. В игровой форме предложите ребенку разрешить сложную для его возраста дилемму. Например: «Представь, что у тебя есть деньги купить сейчас все, что ты давно хочешь, но придется отдать все то, что у тебя уже есть. Что ты выберешь и почему?», «Твоя подруга рассказала тебе секрет, который может навредить другому человеку. Расскажешь правду или будешь скрывать?».

Подытожим: свобода выбора помогает стать самостоятельнее, учит принимать решения и способствует развитию уверенности в себе.

Формирование любого навыка у детей — важная задача для родителей. Позволяя ребенку делать выбор и поддерживая его в этом, вы готовите его к самостоятельной жизни и учите эффективно с ней справляться.

А если ребенок боится ошибиться, напомните ему, что ошибки — неизбежная часть обучения, и каждый выбор — шаг к личностному росту.

Автор статьи: Ольга Саркан
Ольга Саркан
Автор медиа Стартории

Читайте также

Хочу быть в теме!
Статьи нашего блога — у вас в почте (рассылка один раз в неделю) или Telegram. Выбирайте, как вам удобнее, и подписывайтесь.
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Даю согласие на обработку персональных данных.
promo promo
close