Как подростку разобраться в себе: 8 книг, фильмов и игр, которые помогают понять свои чувства

13 октября 2025

Подростковый возраст — время вопросов: «Кто я?», «Почему я так себя чувствую?», «Нормально ли со мной всё?». Но далеко не все подростки могут или готовы обсуждать это впрямую.

Помочь разобраться в себе — можно не только через разговор, но и через переживание чужой истории. В книгах, фильмах и играх подросток находит зеркало, пример, катализатор собственных чувств.

В этой статье — подборка историй, которые помогают подросткам понять и принять себя, и подсказки родителям, как бережно быть рядом.

Редакция
Медиа ИТ-школы Стартория

Почему подросткам так важно понять себя

Если взрослый может объяснить, почему злится или тревожится, то подросток часто просто чувствует слишком много сразу. Эмоции скачут, тело меняется, самооценка как американские горки.

Понимание себя — фундамент не только ментального здоровья, но и способности строить отношения, учиться, работать в команде. Когда подросток может назвать свою эмоцию, отделить «я плохой» от «мне сейчас больно» — он получает первый взрослый инструмент.

А вот научиться этому через наставления сложно. Зато хорошо работает проживание через историю — книгу, фильм, игру, в которых подросток узнаёт самого себя.

Книги, которые учат проживать эмоции

«Виноваты звёзды», Джон Грин

На первый взгляд — история любви двух подростков с онкологическим диагнозом. На самом деле — про то, как жить, даже когда ты знаешь, что будет больно.

Хейзел и Огастус — не герои-мученики, а живые подростки, которые шутят, влюбляются, ссорятся, читают книги, страдают от недопонимания с родителями.

Книга даёт подростку:
опыт принятия трудных чувств: страха, обиды, бессилия;
понимание, что эмоции — не слабость;
право на чувствительность, даже если ты притворяешься ироничным.

«Я, Эрл и умирающая девушка», Джесси Эндрюс

Если «Виноваты звёзды» — драма, то тут — чёрная комедия. Подростки снимают странные фильмы, дружат по непонятной логике, и вдруг — тяжёлая болезнь у одной из одноклассниц.

Но главное в книге не смерть, а растерянность подростка, который не знает, как быть рядом с другим в трудную минуту.

Книга показывает:
как подростки сталкиваются с неумением сопереживать;
как формируется эмпатия и социальная зрелость;
что дружба не всегда яркая, но может быть важной.

«Три четверти», Анна Красильщик

Повесть журналистки Анны Красильщик — это история взросления, рассказанная от лица 12-летней девочки, которая проходит через школу, первые влюблённости, боль от предательства, дружбу и одиночество.

Всё это — в атмосфере провинциального города, узнаваемой и близкой многим российским подросткам.

Что делает эту книгу особенно важной:
Героиня говорит теми же словами, что подростки, особенно девочки 11–14 лет. Это не вымышленная «модельная» подростковость, а живая, местами неловкая и правдивая;
В книге много боли — буллинг, отчуждение, семейная неловкость — но автор не поучает и не драматизирует. Она даёт возможность пережить, прочувствовать, переварить;
В отличие от американских подростковых историй, тут — своя реальность: неидеальные школы, родительская растерянность, разрывы между поколениями.

Фильмы, в которых подросток узнаёт себя

«Леди Бёрд» (2017, реж. Грета Гервиг)

Легендарная история про американскую старшеклассницу, мечтающую сбежать из родного Сакраменто и поругаться с мамой. Точнее — не уметь быть с мамой иначе, кроме как в ссоре.

Фильм даёт подросткам:
право на амбиции, сомнения и ошибки;
пространство для переосмысления отношений с родителями;
пример того, как переживания обретают форму — через искусство, поступки, выбор.

«Клуб “Завтрак”» (The Breakfast Club, 1985)

Пятеро подростков из разных «социальных каст» остаются в школе на субботнее наказание. Они разные — спортсмен, заучка, панк, принцесса и странная. Но под поверхностью — у всех свои боли и страхи.

Почему фильм актуален и сегодня:
помогает подростку задуматься, что у других тоже бывают трудности;
снижает внутреннюю изоляцию: «Я не один такой»;
даёт модель честного разговора и «разрешения» быть разным.

«Пока не сыграл в ящик» (2007)

Фильм про двух пожилых мужчин, решивших исполнить свои мечты, прежде чем умереть.

Кажется, не подростковая история, но отлично работает как рефлексия на тему выбора, целей и времени — особенно у подростков, стоящих перед первым «серьёзным» выбором: экзамены, профессии, ожидания родителей.

Подростки часто чувствуют тревогу из-за «надо успеть стать кем-то» — этот фильм говорит: главное — быть собой, а не «успеть всё».

Игры, в которых подросток проживает себя

Игры — не только про механики, скины и PvP. Некоторые игры — это истории взросления, где игрок принимает решения, испытывает эмоции, сталкивается с утратой или победой.

Такие игры формируют эмпатию, саморефлексию и понимание последствий своих поступков.

Life is Strange

Главная героиня — подросток, умеющий управлять временем. Но суперспособности не спасают от обычных подростковых драм: дружба, влюблённость, боль, утраты, вина, принятие.

Почему важно:
игра моделирует ситуации выбора с последствиями;
подросток учится брать на себя ответственность;
затрагиваются темы депрессии, буллинга, самоопределения.

Celeste

Платформер с простой механикой, но глубокой метафорой: главная героиня лезет на гору — и сталкивается с собственными страхами и «тенью» себя.

Что даёт:
визуализирует внутренний конфликт;
учит терпению и самопринятию;
показывает, что сложность — часть роста, а не причина опустить руки.

Как говорить с подростком о сложном через истории

Иногда книга, фильм или игра помогают подростку больше, чем разговор. Но они же становятся и поводом к нему.

Что работает:
Совместный просмотр / чтение без навязывания выводов.
Вопрос не «понравилось?», а «было ли тебе в этом что-то знакомое?»
Признание своей уязвимости: «Меня этот момент задел — а тебя?»

Подростку не нужна лекция, ему нужен кто-то, кто рядом и не пугается сложных чувств. Истории дают повод быть этим «рядом» — спокойно и по-человечески

Почему в Стартории мы говорим не только про код, но и про чувства

Да, мы учим программированию, геймдизайну, разработке. Но за каждым проектом подростка стоит личная история. На курсах по разработке игр наши ученики:
создают героев, похожих на себя;
придумывают сюжет, в котором герой проходит путь — и сам растёт;
защищают свои проекты, учатся презентовать, работать в команде, рефлексировать ошибки.
Как помочь подростку понять себя?
Не бойтесь «неправильных» эмоций подростка. Он сам их боится.
Пусть история (книга, кино, игра) станет поводом поговорить — не о сюжете, а о жизни.
Иногда быть рядом — значит просто вовремя дать ссылку на игру. Или оставить книгу на столе. Или сказать: «Давай сегодня вместе посмотрим кое-что странное».

Понимание себя — первая суперсила. И если подросток её освоит, он сможет и учиться, и создавать, и быть в мире с собой.

Автор статьи: Редакция ИТ-медиа Стартория
Редакция
Медиа ИТ-школы Стартория
Читайте также
promo promo
close