Подростковый возраст — время вопросов: «Кто я?», «Почему я так себя чувствую?», «Нормально ли со мной всё?». Но далеко не все подростки могут или готовы обсуждать это впрямую.
Помочь разобраться в себе — можно не только через разговор, но и через переживание чужой истории. В книгах, фильмах и играх подросток находит зеркало, пример, катализатор собственных чувств.
В этой статье — подборка историй, которые помогают подросткам понять и принять себя, и подсказки родителям, как бережно быть рядом.
Если взрослый может объяснить, почему злится или тревожится, то подросток часто просто чувствует слишком много сразу. Эмоции скачут, тело меняется, самооценка как американские горки.
Понимание себя — фундамент не только ментального здоровья, но и способности строить отношения, учиться, работать в команде. Когда подросток может назвать свою эмоцию, отделить «я плохой» от «мне сейчас больно» — он получает первый взрослый инструмент.
А вот научиться этому через наставления сложно. Зато хорошо работает проживание через историю — книгу, фильм, игру, в которых подросток узнаёт самого себя.
На первый взгляд — история любви двух подростков с онкологическим диагнозом. На самом деле — про то, как жить, даже когда ты знаешь, что будет больно.
Хейзел и Огастус — не герои-мученики, а живые подростки, которые шутят, влюбляются, ссорятся, читают книги, страдают от недопонимания с родителями.
Если «Виноваты звёзды» — драма, то тут — чёрная комедия. Подростки снимают странные фильмы, дружат по непонятной логике, и вдруг — тяжёлая болезнь у одной из одноклассниц.
Но главное в книге не смерть, а растерянность подростка, который не знает, как быть рядом с другим в трудную минуту.
Повесть журналистки Анны Красильщик — это история взросления, рассказанная от лица 12-летней девочки, которая проходит через школу, первые влюблённости, боль от предательства, дружбу и одиночество.
Всё это — в атмосфере провинциального города, узнаваемой и близкой многим российским подросткам.
Легендарная история про американскую старшеклассницу, мечтающую сбежать из родного Сакраменто и поругаться с мамой. Точнее — не уметь быть с мамой иначе, кроме как в ссоре.
Пятеро подростков из разных «социальных каст» остаются в школе на субботнее наказание. Они разные — спортсмен, заучка, панк, принцесса и странная. Но под поверхностью — у всех свои боли и страхи.
Фильм про двух пожилых мужчин, решивших исполнить свои мечты, прежде чем умереть.
Кажется, не подростковая история, но отлично работает как рефлексия на тему выбора, целей и времени — особенно у подростков, стоящих перед первым «серьёзным» выбором: экзамены, профессии, ожидания родителей.
Подростки часто чувствуют тревогу из-за «надо успеть стать кем-то» — этот фильм говорит: главное — быть собой, а не «успеть всё».
Игры — не только про механики, скины и PvP. Некоторые игры — это истории взросления, где игрок принимает решения, испытывает эмоции, сталкивается с утратой или победой.
Такие игры формируют эмпатию, саморефлексию и понимание последствий своих поступков.
Главная героиня — подросток, умеющий управлять временем. Но суперспособности не спасают от обычных подростковых драм: дружба, влюблённость, боль, утраты, вина, принятие.
Платформер с простой механикой, но глубокой метафорой: главная героиня лезет на гору — и сталкивается с собственными страхами и «тенью» себя.
Иногда книга, фильм или игра помогают подростку больше, чем разговор. Но они же становятся и поводом к нему.
Подростку не нужна лекция, ему нужен кто-то, кто рядом и не пугается сложных чувств. Истории дают повод быть этим «рядом» — спокойно и по-человечески
Понимание себя — первая суперсила. И если подросток её освоит, он сможет и учиться, и создавать, и быть в мире с собой.