Однажды в нашей ИТ-школе мама 15-летнего ученика сказала: «Я столько лет говорила ему: „Думай головой, не фантазируй!“, а теперь смотрю — он пишет игру, защищает проект перед другими ребятами и вдруг начал меня учить, как работают нейросети. Я только теперь поняла, что надо было меньше учить и больше слушать…»
Эта история — не редкость. Многие родители подростков мечтают вырастить самостоятельного ребёнка, но по привычке контролируют каждый шаг или наоборот, отстраняются, думая, что «он уже большой, разберётся сам».
А на деле подросткам критически важно чувствовать: рядом есть взрослый, который верит в них и не спасает от каждого шанса ошибиться.
Поддерживающий родитель — это не тот, кто знает всё за ребёнка, а тот, кто остаётся рядом, когда ответы неочевидны. Как объясняет квантовый психолог Валерия Наринская: «Поддержка — это не контроль и не потакание, а способность быть якорем в море подростковых бурь». Это значит — не командовать и не отмахиваться, а выдерживать растерянность, протесты и первые неудачи.
Часто родители подростков путают поддержку с гиперопекой. Например: «Я всё сделаю за тебя, лишь бы ты не ошибся». Но настоящая поддержка — это когда родитель говорит: «Я с тобой. Давай разберёмся вместе».
Мозг подростка буквально «перепрошивается»: старшие нейронные связи отмирают, а новые — формируются. Риск и импульсивность — часть этого процесса. Учёные называют подростковый мозг «строящейся дорогой с открытым движением»: опасно, шумно, но без этого не будет взрослой автономии.
Поддержка подростков снижает уровень подростковой тревожности, даёт им больше внутренней мотивации и устойчивости к давлению сверстников.
Например, в ИТ или геймдеве подросток может столкнуться с первым серьёзным отказом: игра не работает, проект не взяли на хакатон, учитель раскритиковал код. Без родительского плеча он легко бросит начатое.
Но если дома слышит: «Ты молодец, что пробуешь. Не вышло — давай посмотрим, почему», то возвращается к задаче и учится двигаться дальше.
Если у ребёнка нет «психологической базы», он часто становится либо «удобным» — чтобы не получить лишний раз критику, либо уходит в глухую оборону — «меня всё равно не поймут».
По данным международного исследования PISA (это большая проверка, которую каждые три года проводит Организация экономического сотрудничества и развития — OECD — чтобы понять, как школьники по всему миру справляются с учёбой), подростки, которые чувствуют эмоциональную поддержку со стороны родителей, чаще проявляют инициативу, увереннее действуют и в целом чувствуют себя лучше.
Например, в отчёте PISA 2022 говорится, что дети, которые чаще общаются с родителями и чувствуют поддержку дома, демонстрируют большую самостоятельность, меньше боятся трудностей и лучше справляются с заданиями в школе.
Не начинайте с лекции. Спросите: «Что ты хочешь сейчас?», «Что тебя вдохновляет?», «Чем я могу помочь?»
Вместо: «Ну и зачем ты влез в это?» попробуйте: «Расскажи, что тебе в этом интересно?»
Как говорит Наринская: «Поддержка — это умение видеть в подростке отдельную личность». Общайтесь не как с «проблемным», а как с человеком, который ищет себя.
Например, ребёнок не прошёл конкурс? Вместо: «Я же говорил!» — спросите: «Что ты понял? Что будешь делать по-другому?»
Поддерживающий родитель — не супергерой-одиночка. В Стартории мы строим обучение так, чтобы взрослый не оставался без инструментов.
Курсы по ИТ, геймдеву и программированию дают безопасное пространство для ошибок: можно пробовать и «заваливать» проекты без страха, что это конец света.
Быть поддерживающим родителем — значит признавать: вы не обязаны всё знать и уметь. Важно быть рядом и говорить: «Я с тобой. Даже если ты сам пока не веришь в себя — я верю».
А если хотите узнать, как школа может стать вашим союзником — приходите в Старторию. Мы верим, что поддержка подростков начинается с того, что взрослые не боятся быть рядом — не всё понимая, но всё равно поддерживая.