В России за последние три года вырос спрос на частные школы. В 2023 году около 206 тысяч детей обучались в таких учебных заведениях. В стране функционирует почти 900 частных школ, а стоимость обучения достигает 1 млн рублей за год.
Частные школы начали набирать популярность в 2016 году. За это время число учащихся в них практически удвоилось. Однако частные учебные заведения по-прежнему занимают скромную долю в образовательной сфере – чуть больше 1% от общего числа учащихся.
В этой статье мы расскажем, почему родители выбирают частные школы, несмотря на их недостатки, и для кого такое образование может быть оптимальным вариантом.
Главное, что ищут в таких учебных заведениях — индивидуальный подход к детям. Обеспечить его в государственной школе часто проблематично из-за большого числа обучающихся. Например, в одной из школ Сургута в 2024 году сформировали 33 первых класса. Для их обозначения оказалось недостаточно даже букв алфавита.
В частных школах классы по 10–15 человек. Часто здесь предлагают уникальные учебные программы. Например, изучение нескольких иностранных языков: не только популярных английского или французского, но и таких относительно редких для нашей страны как китайский или иврит.
«В бюджетной организации нет открытого доступа к преподавателям, в частной школе — есть вопрос, звонишь, и он решается быстро. Практически моментально можно решить любую задачу. Это касается всего – от домашнего задания до вопроса о поведении. В государственной школе все как за закрытыми дверями. Приходится прикладывать много усилий, чтобы выстроить отношения, например в родительском коллективе, который больше, чем в частной», — рассказала Татьяна, мама, выбравшая для своих детей частную школы.
По мнению Ивана Гладибороды, директора частной школы ИндиКид, обратная связь — это не только педагогический инструмент, но и важнейший критерий клиентоориентированного бизнеса.
В некоторых частных школах предусмотрен пункт в договоре: участие в травле может стать причиной исключения без возврата денег. И родители, чьи дети подверглись нападкам со стороны сверстников, с готовностью решают воспользоваться услугами этого образовательного сектора.
Частные школы выбирают родители детей с особенностями здоровья — им повышенное внимание со стороны взрослого крайне необходимо.
Дети с выдающимся интеллектом или девиантным поведением часто не могут приспособится к жестким нормам, которые устанавливаются в обычных школах и уходят в альтернативные образовательные проекты.
«Подросткам свойственно искать себя, пробовать новое, меняться. И для этого в школе должны быть созданы соответствующие условия. Не бояться принимать решение и делать выбор, учиться брать ответственность на себя, пробовать себя во многом — то, что может дать частная школа», — отмечает Иван Гладиборода.
Именно в системе частного образования легче удержать фокус на индивидуальном раскрытии идей и потенциала ребенка.
«У ребят в школе должна быть возможность высказаться, быть услышанными, возможность повлиять на жизнь школы. Конечно же, порой запросы носят достаточно веселый и не очень конструктивный характер, но среди них есть и очень важные вещи, которые несложно воплотить в жизнь», — подчеркнул Иван Гладиборода.
Распространено мнение, что ученики частных школ имеют выше среднего уровень подготовленности по предметам. Однако до конца опровергнуть или подтвердить это сложно.
«Не всегда вложенные деньги равно достойный результат. Слишком много вводных, начиная с уровня преподавателя, его «совместимости» с учеником и заканчивая собственной мотивацией ребенка, именно, ребенка, а не родителя. Среди моего большого количества учеников встречались все уровни подготовленности вне зависимости от школы, города и даже страны», — замечает Татьяна Исупова, преподаватель математики.
Почему ученики частных школ могут демонстрировать «недостаточный» уровень знаний? Отчасти срабатывает момент «ожидание и реальность». Люди в любых сферах жизни, говорит Татьяна Исупова, заплатив деньги, ждут феноменальных результатов. Важно, чтобы ребенок трудился не меньше, а то и больше педагогов.
Немаловажно учитывать и стандарты, которым подчиняются все школы в госсистеме. «Так как оценка уровня знаний учеников проходит по определенным стандартам, частные школы часто им не соответствуют, потому что просто к ним не стремятся», — отметила она.
Злую шутку с успеваемостью ребенка могут сыграть слишком свободные границы, которые устанавливает частная школа. Скажем, когда нет строгих границ по времени — даже у взрослого дисциплина «плывет», что уж говорить о детях.
«Государственные школы сделали сейчас очень большой скачок в сторону развития, мне кажется. Но опять же все зависит от преподавателя, от его профессионального уровня и «совместимости» с каждым отдельным учеником», — добавляет Татьяна Исупова.
Исследование 2024 года показало, что 27% из опрошенных 12 000 родителей хотели бы, чтобы их ребенок учился в частной школе. Еще 39% хотели бы того же, но если бы за такое обучение не нужно было бы платить. Большая часть респондентов, а это 54% – довольны государственными бюджетными учреждениями.