Первая любовь — прекрасное и мучительное чувство. Диапазон эмоций — от отчаяния до эйфории. Причем не только у самого подростка, но и у его родителей. Так что же делать, если ребенок влюбился? — спросили мы у профессиональных психологов.
Как рассказала в комментарии Стартории Галина Смыслова, старший преподаватель кафедры теории и методики образовательной деятельности факультета педагогики Университета «Синергия», подростковый возраст как переходный этап между детством и взрослостью связан с множеством перемен.
Подросток испытывает первую серьезную влюбленность, а вместе с ней —жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. На этой волне он сталкивается с целым рядом проблем.
«Любые проблемы и запреты, связанные с объектом любви, переживаются особенно остро, отсюда категоричность и склонность к радикальным действиям», — подчеркнула Галина Смыслова.
Добавьте сюда страх «спугнуть» чувство, неготовность делиться с кем-либо своими переживаниями. И вот — замкнутость и неспособность обратиться за помощью, если что-то в отношениях идет не так.
«Важной становится символизация отношений. Большое значение приобретают ритуалы, так называемые «атрибуты взрослости» (свидания, подарки, интимные отношения), а не содержательная сторона отношений», — добавляет психолог.
В этот период подростки чаще доверяют друзьям, чем родителям, и это нормально.
«Для подростка ведущей деятельностью становится социализация: на первый план выходят отношения с ровесниками, поиск себя и своего места в мире за пределами семьи», — объясняет семейный психолог и арт-терапевт Ирина Булах.
Поддержка родителей важна. Однако авторитет взрослых не появляется сам по себе, а формируется задолго до первой влюбленности. Чем раньше родители начнут выстраивать доверительные отношения, интересоваться увлечениями ребенка и уважать его мнение, тем больше шансов, что он поделится с ними своими чувствами, когда придет время.
«Я бы скорее задала встречный вопрос: а почему не должны? Это естественный природный механизм, который действует для сохранения популяции», — говорит Ирина Булах.
Романтическое влечение — часть взросления. Подростки учатся выстраивать эмоциональную связь, принимать чувства другого человека, справляться с отказами и разочарованиями.
«В возрасте 12-17 лет человек исследует, что значит быть женщиной или мужчиной, как строить отношения, что считается нормальным», — добавляет психолог клиники Lahta Clinic Юрий Ильев.
Но влюбленность — это не только про романтику. Для подростка это способ понять себя, свою идентичность, почувствовать значимость и ценность в глазах другого, подчеркивают психологи.
Подросток, испытывающий сильные чувства, ведет себя иначе. Тут и перепады настроения (от эйфории до замкнутости) и повышенное внимание к внешнему виду. Часто он становится более скрытным, меньше общается с родителями, больше времени проводит в телефоне.
«Еще одна примета — ребенок чаще просит карманные деньги, чтобы подарить избраннице цветы, сводить в кино», — отмечает психолог Лариса Окулик.
Чаще всего взрослым самим приходится «диагностировать« первую любовь: подростки не спешат делиться с родителями из-за страха осуждения, насмешек или вмешательства.
«Подростки очень уязвимы в этот период, и любая неосторожная реакция родителей может восприниматься как насмешка или непонимание, — подчеркнул Юрий Ильев в комментарии Стартории. — Подростки могут бояться, что родители начнут контролировать или вмешиваться в их личную жизнь, задавать много вопросов или пытаться повлиять на отношения».
Родителям важно не только признать чувства подростка, но и помочь ему разобраться в них.
«Если вы узнали, что подросток испытывает нежные чувства, ни в коем случае нельзя обсуждать объект любви в негативном ключе. Этим можно оттолкнуть его. Он перестанет делиться своими эмоциями, дистанция между вами увеличится – и в будущем грозит превратиться в пропасть», — объясняет Лариса Окулик.
Также она предупреждает, что нельзя запрещать встречи с возлюбленным, аргументируя тем, что увлечение приведет к неуспеваемости в школе. Фразы типа «в твоем возрасте надо учиться, а не на свидания бегать» не работают — подросток просто начнет придумывать другие разные объяснения своего отсутствия.
Неразделенная любовь в любом возрасте ситуация болезненная. Родителям важно проявить эмпатию, а не отделаться дежурным «все пройдет».
«Лучше мягко вывести на разговор: «Ты часто говоришь о друге/подруге. Как вам вместе?» — советует Юрий Ильев.
По его словам, задача родителей — быть рядом, поддерживать и помогать справляться с эмоциями. «Если вы сохраняете доверие, ребёнок, скорее всего, сам придёт за советом, когда будет готов», — подчеркнул Юрий Ильев.
По словам Ирины Булах, мозг воспринимает эмоциональную боль так же, как и физическую. Подросток действительно чувствует себя в этот момент плохо.
Первое столкновение с новыми эмоциями может быть пугающим из-за их интенсивности. Как и 3-летний ребенок совершенно искренне страдает, когда ему не купили игрушку, так и подросток испытывает огромный накал эмоций. И ему на самом деле сложно с ними справиться.
«В этот момент вспомните главное: нужно проявить к подростку сочувствие. Не путайте это с жалостью или непрошенными советами», — говорит Ирина Булах.
«Вспомните: когда у детей что-то болит, нам так же больно рядом с ними. То же самое и с эмоциями. Не отрицайте их, примите, что ребенок имеет на них право», — напоминает Ирина Булах.
Главная рекомендация от экспертов: просто будьте рядом с вашим ребенком, и, когда ваш совет понадобится, подросток сам о нем попросит.