«Мы не можем уберечь своих детей от этих разочарований, да это и не нужно». Разговор о френдзоне у подростков с психологом Валентиной Титовой

21 апреля 2025

«Френдзона» — слово, которое у современных подростков вызывает бурю эмоций. Кто-то иронизирует, кто-то страдает по-настоящему, а кто-то — остается в подвешенных отношениях, надеясь, что «вдруг все изменится».

Родителям подростка в этой ситуации бывает сложно: они не всегда замечают, через что проходит их ребенок, а если и замечают — не знают, как подойти, чтобы не ранить еще больше.

Вместе с психологом Валентиной Титовой мы разбираемся, что на самом деле скрывается за френдзоной, как на нее реагировать и стоит ли ее бояться. А главное — как родителю поддержать подростка так, чтобы он вышел из этой истории с чувством достоинства.

Елена Свиридова
Автор медиа Стартории
«Он мне друг»: как подростки попадают во френдзону и что это говорит о них самих

— Валентина, феномен френдзоны, насколько негативным вообще можно назвать это явление?

Что мы имеем в виду, говоря о френдзоне? Уточню, для простоты буду говорить, что во френдзоне молодой человек, но в этом положении может быть и девушка.

В широком смысле, это когда молодой человек влюблен в девушку, но вместо романтических отношений с ней состоит в дружеских. Но восприятие ситуации у каждого из участников может быть разным.

Возможно, молодой человек по какой-то причине не готов переходить на другой уровень, но ему вполне комфортно в дружеском ключе. Тут всех все устраивает, и никаких проблем.

Также вероятно, что молодой человек уверен, что его чувства очевидны и девушка должна инициировать изменения. В таком случае, молодой человек может сердиться или обижаться, что его чувствами пренебрегают, держат на коротком поводке, но до полноценных отношений не допускают.

Тут вообще тогда вопрос к молодому человеку, почему он остается в таком положении, если его что-то не устраивает. При этом девушка может и не подозревать о влюбленности друга.

Конечно, возможна и ситуация, когда девушка знает о чувствах парня. Оставляя его во френдзоне, она, может быть, ждет от него каких-то объяснений, предложений. Но сама не хочет проявлять инициативу (например, ее все устраивает или она хочет первого шага от парня и т.д.)

Или она заинтересована в дружбе и не воспринимает его в качестве возлюбленного. Она не обязана прояснять отношения, если молодой человек никак не начинает разговор.

Само собой, девушка может и из корысти держать влюбленного во френдзоне. Да, это некрасиво, но кто заставляет молодого человека оставаться рядом?

Поэтому тут я бы сказала, что девушка позволяет быть рядом и ухаживать, а молодой человек соглашается на эту роль. И тогда именно молодому человеку нужно разбираться с тем, почему он выбирает быть частью таких отношений.

«Мы не можем нравиться всем». Так ли разрушительна френдзона?

— Часто подростки воспринимают отказ в романтических отношениях как личную трагедию. Как родителям помочь ребенку справиться с разочарованием?

Подростки редко обращаются к родителями за помощью в таких вопросах. Но если это произошло, то главное это не обесценивать. Не говорить что-то типа «ой да сколько еще влюбленностей будет в твоей жизни, все еще впереди, да он/она тебя не стоит». Для него переживания сейчас, вероятно, важнее всего на свете!

Воспринимайте всерьез, иначе вы рискуете тем, что больше с вами делиться не будут.

Важно выслушать, разделить чувства. Не нужно предлагать каких-то решений. Можно предложить провести как-то интересно вместе время, но не настаивать на этом. Некоторым людям нужно просто побыть наедине с собой, чтобы пережить горе. Не всем подходит тактика «отвлечься/развлечься».

Мы не можем уберечь своих детей от этих разочарований, да это и не нужно.

Мне кажется, что не нужно учить ребенка оставаться в дружеских отношениях, если не получается перевести их в разряд романтических. Иногда лучший способ — это перестать общаться с объектом любви.

Если встречи неизбежны, то тут важно объяснять, что мы не можем нравиться всем. Что какими бы прекрасными, красивыми, замечательными мы ни были, все равно какому-то проценту людей мы будем неприятны. И уж тем более не все захотят встречаться, потому что у всех свои вкусы и предпочтения.

Значимым мне кажется размышление о том, почему ты хочешь быть парой с тем, кому ты не нравишься. Ведь важна именно взаимность, а если этого нет, то такие отношения не должны быть нужны. Вот аккуратно можно эту идею до ребенка попробовать донести.

Как помочь подростку, которого «френдзонят»

— Валентина, существуют ли какие-то признаки, по которым родители могут заподозрить, что их ребенок переживает из-за невзаимной любви?

Думаю, внимательный родитель заметит, если ребенок будет подавленным или грустным. Можно деликатно спросить о причине. Не думаю, что есть какие-то специфические реакции именно на невзаимную любовь, скорее, это общее подавленное настроение.

Или ребенок может начинать разговоры на эти темы. Это может быть похоже на какой-то отвлеченный разговор про героев сериала, например. И тут тоже очень важно не отмахиваться, а выслушать, просто поддержать разговор. Иногда этого уже вполне достаточно, чтобы ребенку стало легче, потому что его услышали, выслушали и не осудили.

— Как научить подростка выражать свои чувства и намерения более открыто и уверенно, чтобы избежать неоднозначных ситуаций и френдзоны? Стоит ли родителям вмешиваться?

Думаю, что эти умения формируются на протяжении жизни. Тем, как родители общаются с ребенком, насколько они сами выражают эмоции, насколько ребенку было позволено это делать. Много зависит от воспитания.

Строит или не стоит вмешиваться — сложный вопрос. Все зависит от того, как у вас принято, какие у вас отношения. Если вы можете спокойно говорить о чем угодно, то, конечно, это будет нормально.

Но если вы никогда ничего не обсуждали, то резкое внимание и расспросы будут выглядеть странно, расценены как посягательство на личную жизнь и свободу, чего подростки не любят.

«Ты — не лайк и не дизлайк». Как помочь сохранить самооценку подростка после отказа

— Как помочь ребенку сохранить уверенность в себе и не воспринимать отказ в романтических отношениях как доказательство своей непривлекательности?

В подростковом возрасте мнение значимого человека (в данном случае возлюбленной/го) мы крайне ценим и отдаем ей/ему власть решать, достойный я человек или нет. Это просто один из этапов развития.

Время от времени, не дожидаясь несчастной любви, можно ребенку напоминать, что мы не обязаны нравиться всем. Ведь и нам не нравятся все подряд. И если кто-то сказал, что ты плохой, это не делает тебя плохим. Рассказывать, что мнение другого человека больше говорит о нем самом, чем о тебе.

С другой стороны, мне кажется, подростки сейчас настолько осведомлены в вопросах психологии, что сами могут научить родителей многому.

Важно, мне кажется, еще обращать внимание детей на то, что изображение любви в кино и сериалах сильно искажено и мало общего имеет со здоровыми реальными отношениям. Опять же я уверена, что всё это подростки узнали на Ютубе.

Поэтому, если вы уверены, что ребенок страдает от невзаимной любви, то можно просто предложить ему поговорить с психологом. И тогда психолог сможет профессионально помочь вашему ребенку разобраться в ситуации.

Автор статьи: Елена Свиридова
Елена Свиридова
Автор медиа Стартории

Читайте также

Хочу быть в теме!
Статьи нашего блога — у вас в почте (рассылка один раз в неделю) или Telegram. Выбирайте, как вам удобнее, и подписывайтесь.
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Даю согласие на обработку персональных данных.
promo promo
close
promo
close