Современный человек в среднем тратит 2,5 месяца в год, глядя в смартфон. Статистика свидетельствует, что в 2024 году пользователи провели у экранов своих телефонов на 42,3% больше времени, чем в предыдущем году. Подростки, подверженные цифровой зависимости, могут проводить за телефонами более 6 часов в день — и не все из них используют это время для учебы или полезных хобби.
Проблема чрезмерного потребления «экранного времени» подростков не имеет границ. Об этом в книге «Дети с экранами» (Screenagers) рассказывает американский врач и документалист Делани Растон.
«Я пережила ту же ситуацию, что и родители по всему миру, наблюдая, как мои дети проскролливают жизнь» (скроллить — прокручивать страницу на экране. — Ред.), — делится Делани Растон.
Книга основана на результатах многолетних исследований и наблюдений Делани Растон. Будучи врачом, она проводила интервью с подростками, родителями и учителями, чтобы понять, как цифровые технологии влияют на психическое и физическое здоровье молодых людей.
Книга тесно связана с одноимённым документальным фильмом Screenagers, автором и режиссером которого выступила Делани Растон. После выхода фильма термин Screenagers (от англ. screen — экран и teenager — подросток) стал использоваться в Америке для обозначения подростков, залипающих в гаджетах.
Делани Растон обучалась в Стэнфордской медицинской школе и прошла ординатуру по медицине в Калифорнийском университете в Сан-Франциско. Она также преподавала в Медицинской школе Вашингтонского университета и в Центре медицинских гуманитарных наук, биоэтики и сострадательного ухода в Медицинской школе Стоуни-Брук в Нью-Йорке.
В книге автор скрупулезно анализирует поведение «экранных подростков». Она предлагает конкретные рекомендации для родителей, как помочь своим детям развить здоровое отношение к гаджетам и интернету. Важной темой является поиск баланса между виртуальной и реальной жизнью.
В качестве подтверждения она приводит исследование, показывающее, что у людей, занятых видеоиграми около трех часов в день, МРТ мозга показывает такие же паттерны, как у наркозависимых.
Однако это не означает, что видеоигры стоит запрещать как класс, пишет Делани Растон. Принцип «не можешь победить — возглавь» работает и тут. Игры с большим количеством жестокого контента врач советует заменять на игры просоциальные.
«Это игры, в которых важно помогать другим, строить сообщества и сотрудничать в позитивном ключе», — подчеркивает Делани Растон.
Первое, что делает большинство родителей, когда их чадо начинает пропадать в телефоне, — пытаются напугать. В ход идут рассказы о кибербуллинге и секстинге (пересылка личных фотографий и сообщений интимного содержания).
«Крупные кампании по борьбе с курением демонстрировали изображения поврежденных легких и приводили свидетельства людей с диагнозом рака легких с целью отпугнуть нас от сигарет. Оказалось, что эти кампании оказали удивительно малое влияние на принятие решений о поведении. В итоге переломить ситуацию и снизить уровень курения удалось благодаря двум тактикам: значительному повышению стоимости сигарет и введению жестких ограничений на места, где люди могут курить», — приводит аналогию документалист.
Почему запугивание эффективно лишь на короткой дистанции? В книге Делани Растон дается ответ на этот вопрос.
По её словам, за ряд поведенческих механизмов отвечает миндалевидное тело головного мозга. В частности, оно реагирует на страх и «выдает» нам «подходящие» эмоции.
«Помните ли вы, когда впервые посмотрели страшный фильм, в котором играла жуткая музыка, а камера вела вас по темному коридору отеля? Даже если вы не помните, миндалина помнит. Вот почему вас могут пугать пустые коридоры позже в жизни. Изучение стимулов, вызывающих страх, помогает нам избегать опасности. Но что происходит, когда ваша миндалина стреляет страхом прямо в нервы, а на самом деле ничего плохого не происходит? Вы перестаете реагировать. Именно это происходит с нашими детьми, когда мы постоянно говорим им: «Слишком много YouTube вредно для мозга» или «Игра в жестокие видеоигры сделает тебя жестоким», — добавила психолог.
Внутри семьи важно найти время для разговора с ребёнком о противоречивых сайтах, фильмах или играх. Также необходимо объяснить сыну или дочери, почему «экранное время» должно использоваться для развлечения как можно реже.
При этом, замечает Делани Растон, слова мамы и папы должны подтверждаться собственным примером. Иначе это вызовет обратную реакцию и протест.
Рассказы о научных трудах, нудно и сложно повествующих о вреде чрезмерного «экранного времени», лучше оставить в стороне. Гораздо активнее дети реагируют на цифры и факты. Один из лучших способов подкрепить мысль, что телефон не должен постоянно быть в руках, — показать детям статистику и результаты научных исследований.
«Молодёжь заинтересована в том, чтобы узнать об исследованиях, связанных с экранным временем. В отличие от науки, которая невероятно абстрактна, например, химия, эксперименты, связанные с экранным временем и психологией человека, гораздо более понятны», — подчеркивает Делани Растон.
Каждый третий ребёнок в России в возрасте от 6 до 18 лет сталкивается с побочными эффектами, вызванными социальными игровыми платформами, социальными сетями и видеохостингами. Особенно уязвимы дети от 6 до 10 лет.
По всему миру (и Россия — не исключение) родители отмечают, что дети становятся раздражительными, агрессивными, наблюдается дефицит внимания, снижение успеваемости и социальной вовлеченности и т.д.
Книга даёт подсказки родителям, как вести себя в такой ситуации. Автор призывает не оставаться один на один с проблемой, а через диалог с подростком и специалистами искать баланс в условиях технологической реальности.