«Дети с экранами»: можно ли остановить эпидемию зависимости от гаджетов

24 января 2025

Современный человек в среднем тратит 2,5 месяца в год, глядя в смартфон. Статистика свидетельствует, что в 2024 году пользователи провели у экранов своих телефонов на 42,3% больше времени, чем в предыдущем году. Подростки, подверженные цифровой зависимости, могут проводить за телефонами более 6 часов в день — и не все из них используют это время для учебы или полезных хобби.

Ольга Казьмина
Контент-принцесса Стартории

Источники для обложки: 1, 2.

Проблема чрезмерного потребления «экранного времени» подростков не имеет границ. Об этом в книге «Дети с экранами» (Screenagers) рассказывает американский врач и документалист Делани Растон.

Об авторе

«Я пережила ту же ситуацию, что и родители по всему миру, наблюдая, как мои дети проскролливают жизнь» (скроллить — прокручивать страницу на экране. — Ред.), — делится Делани Растон.

Книга основана на результатах многолетних исследований и наблюдений Делани Растон. Будучи врачом, она проводила интервью с подростками, родителями и учителями, чтобы понять, как цифровые технологии влияют на психическое и физическое здоровье молодых людей.

Книга тесно связана с одноимённым документальным фильмом Screenagers, автором и режиссером которого выступила Делани Растон. После выхода фильма термин Screenagers (от англ. screen — экран и teenager — подросток) стал использоваться в Америке для обозначения подростков, залипающих в гаджетах.

Делани Растон обучалась в Стэнфордской медицинской школе и прошла ординатуру по медицине в Калифорнийском университете в Сан-Франциско. Она также преподавала в Медицинской школе Вашингтонского университета и в Центре медицинских гуманитарных наук, биоэтики и сострадательного ухода в Медицинской школе Стоуни-Брук в Нью-Йорке.

Дофамин и видеоигры

В книге автор скрупулезно анализирует поведение «экранных подростков». Она предлагает конкретные рекомендации для родителей, как помочь своим детям развить здоровое отношение к гаджетам и интернету. Важной темой является поиск баланса между виртуальной и реальной жизнью.

Дофамин, который мы получаем от экранного времени, — это тот же химикат, который выделяется при употреблении алкоголя. Длительное воздействие дофамина во время экранной активности может серьезно повлиять на мозг.

В качестве подтверждения она приводит исследование, показывающее, что у людей, занятых видеоиграми около трех часов в день, МРТ мозга показывает такие же паттерны, как у наркозависимых.

Однако это не означает, что видеоигры стоит запрещать как класс, пишет Делани Растон. Принцип «не можешь победить — возглавь» работает и тут. Игры с большим количеством жестокого контента врач советует заменять на игры просоциальные.

«Это игры, в которых важно помогать другим, строить сообщества и сотрудничать в позитивном ключе», — подчеркивает Делани Растон.

Страх или компромисс?

Первое, что делает большинство родителей, когда их чадо начинает пропадать в телефоне, — пытаются напугать. В ход идут рассказы о кибербуллинге и секстинге (пересылка личных фотографий и сообщений интимного содержания).

«Крупные кампании по борьбе с курением демонстрировали изображения поврежденных легких и приводили свидетельства людей с диагнозом рака легких с целью отпугнуть нас от сигарет. Оказалось, что эти кампании оказали удивительно малое влияние на принятие решений о поведении. В итоге переломить ситуацию и снизить уровень курения удалось благодаря двум тактикам: значительному повышению стоимости сигарет и введению жестких ограничений на места, где люди могут курить», — приводит аналогию документалист.

Почему запугивание эффективно лишь на короткой дистанции? В книге Делани Растон дается ответ на этот вопрос.

По её словам, за ряд поведенческих механизмов отвечает миндалевидное тело головного мозга. В частности, оно реагирует на страх и «выдает» нам «подходящие» эмоции.

«Помните ли вы, когда впервые посмотрели страшный фильм, в котором играла жуткая музыка, а камера вела вас по темному коридору отеля? Даже если вы не помните, миндалина помнит. Вот почему вас могут пугать пустые коридоры позже в жизни. Изучение стимулов, вызывающих страх, помогает нам избегать опасности. Но что происходит, когда ваша миндалина стреляет страхом прямо в нервы, а на самом деле ничего плохого не происходит? Вы перестаете реагировать. Именно это происходит с нашими детьми, когда мы постоянно говорим им: «Слишком много YouTube вредно для мозга» или «Игра в жестокие видеоигры сделает тебя жестоким», — добавила психолог.

Внутри семьи важно найти время для разговора с ребёнком о противоречивых сайтах, фильмах или играх. Также необходимо объяснить сыну или дочери, почему «экранное время» должно использоваться для развлечения как можно реже.

При этом, замечает Делани Растон, слова мамы и папы должны подтверждаться собственным примером. Иначе это вызовет обратную реакцию и протест.

Наука vs статистика

Рассказы о научных трудах, нудно и сложно повествующих о вреде чрезмерного «экранного времени», лучше оставить в стороне. Гораздо активнее дети реагируют на цифры и факты. Один из лучших способов подкрепить мысль, что телефон не должен постоянно быть в руках, — показать детям статистику и результаты научных исследований.

«Молодёжь заинтересована в том, чтобы узнать об исследованиях, связанных с экранным временем. В отличие от науки, которая невероятно абстрактна, например, химия, эксперименты, связанные с экранным временем и психологией человека, гораздо более понятны», — подчеркивает Делани Растон.

Смартфоновая тревожность

Каждый третий ребёнок в России в возрасте от 6 до 18 лет сталкивается с побочными эффектами, вызванными социальными игровыми платформами, социальными сетями и видеохостингами. Особенно уязвимы дети от 6 до 10 лет.

По всему миру (и Россия — не исключение) родители отмечают, что дети становятся раздражительными, агрессивными, наблюдается дефицит внимания, снижение успеваемости и социальной вовлеченности и т.д.

Книга даёт подсказки родителям, как вести себя в такой ситуации. Автор призывает не оставаться один на один с проблемой, а через диалог с подростком и специалистами искать баланс в условиях технологической реальности.

Автор статьи: Ольга Казьмина
Ольга Казьмина
Контент-принцесса Стартории

Читайте также

Хочу быть в теме!
Статьи нашего блога — у вас в почте (рассылка один раз в неделю) или Telegram. Выбирайте, как вам удобнее, и подписывайтесь.
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Даю согласие на обработку персональных данных.