Если бы все, кто хотел стать космонавтами, стали ими, мы бы уже осваивали соседние галактики. Но ответ на вопрос «кем ты хочешь стать» меняется много раз — и не всегда обдуманно и осознанно.
Помочь ребенку определиться с будущей профессией — ответственность родителей. Однако как это сделать: убеждать, подталкивать, объяснять плюсы и минусы… или просто поддерживать?
Обсудили этот вопрос со специалистами, родителями и недавними подростками — делимся выводами.
Когда мои сыновья заканчивали школу, у них не было четкого желания — кем быть. Поэтому я думала, что им нужно идти в ВУЗ и провести эти пять лет среди интересных людей. А потом уже пускай решают, что и как им делать.
Первый поступил на факультет международных отношений, второй — на факультет менеджмента. Расчет был верным: сейчас оба работают в ИТ. Но за время обучения нашли друзей и создали семьи.
Перед выбором ВУЗа мы очень много говорили. Исходили из того, что главное — хорошо провести эти годы, заниматься теми дисциплинами, которые не бесят. У старшего это были в основном гуманитарные, у младшего — точные и гуманитарные науки. На будущих доходах не фокусировались: важно было развивать характер, наполняться знаниями. Обрастать знакомыми, пробовать себя. Мы исходили из того, что образование не равно профессии.
Статистика говорит, что часто подростки выбирают профессию под влиянием родителей, общества и других внешних факторов.
По данным ВЦИОМ, 56% россиян при выборе профессии ориентируются на личный интерес, 31% — на высокую зарплату, а 26% — на востребованность на рынке труда.
При этом колебаний немало. По подсчетам Аналитического центра НАФИ, только 31% подростков заранее выбирают будущую профессию. 54% колеблются между разными вариантами, а у 15% еще нет предпочтений.
Еще с начальной школы я полюбил спорт. Выступал за учебные заведения, в которых учился, и за заводы и предприятия, где не числился.
В девятом классе передо мной стоял первый серьезный выбор.
В разговоре с отцом я высказал намерение пойти в техническую специальность — автомеханик или что-то близкое к этому. Получил ответ: «Появится машина, сам им станешь и без специальности. Будущее за переводчиками. И не просто английскими какими-нибудь, а с восточных языков».
Мама же ответила так: «Ты же играешь в компьютер, каналы бабушке на телевизоре настроить можешь, в электрике разбираешься — ну программист же».
Тогда эти аргументы показались весомыми. И я пошел на программиста, продолжая участвовать в соревнованиях.
В итоге меня не допустили к сессии при переходе на последний курс. А все потому, что улетел на юниорский чемпионат мира в Италию. Кроме того, из-за частых поездок на сборы в Москву из Омска были недельные пропуски. Родители, услышав новость об отчислении, были не в восторге и настаивали на получении образования.
Этот колледж так и не закончил. Закончил другой, по ускоренной программе, стал специалистом по телефонным сетям.
В те годы мне все время говорили: «спорт — это не на всю жизнь». Поездки воспринимались как хобби или развлечения.
Сейчас понимаю, что только благодаря спорту переехал из Сибири в центральную часть страны. Навыки общения и коммуницирования помогли закрепиться и выжить. У меня достаточно знакомых из разных сфер и в разных городах, с которыми мы до сих пор видимся. А опыт общения со спортсменами из разных стран никогда не сравнится с беседами с преподавателями или одногруппниками.
Считаю, если бы тогда мне сразу дали добро на развитие как спортсмена, деньги бы приложились. Все равно я по профессии не работал никогда.
Сейчас Роман — бронзовый призер чемпионата России и Европы по алтимат фрисби на траве, многократный чемпион Сибири и Урала.
В разных странах к вопросу профориентации подходят по-разному.
Так, в Финляндии знакомство с будущими профессиями начинается еще в младших классах — через практикумы и экскурсии. В старшей школе с каждым подростком работает персональный карьерный консультант, который помогает определить сильные стороны и выбрать будущую сферу деятельности.
В Германии действует система дуального образования: подростки совмещают обучение в школе с практической работой в компаниях. Это помогает им сразу получить навыки и понять, подходит ли выбранная профессия. Многие выпускники остаются работать в компаниях, где проходили стажировку.
Американские школы предлагают специальные тесты на профориентацию (например, ASVAB и MBTI), которые помогают определить склонности подростков. Кроме того, учащиеся могут выбирать курсы в старшей школе, чтобы попробовать разные профессии.
В Японии выбор профессии строится на сочетании традиционных ценностей (уважение к труду, преданность делу) и индивидуального подхода. Школьников обучают анализировать свои сильные и слабые стороны, а крупные компании активно сотрудничают со школами, предлагая стажировки.
Во Франции работают государственные центры профориентации, где школьники могут получить консультации психологов и карьерных коучей. Также в старшей школе вводится обязательный курс по выбору профессии для подростков, где ученики изучают рынок труда и возможности дальнейшего обучения.
В России федеральных систем профориентации пока почти нет, но во многих школах проводят тестирования, которые помогают выявить склонности школьников и предложить подходящие направления.
В крупных городах школьникам предлагают попробовать себя в разных профессиях: действует федеральный проект «Билет в будущее», где школьники могут пройти тесты, посетить мастер-классы и побывать на стажировке.
Существуют Кванториумы — центры, где дети изучают робототехнику, программирование, биотехнологии и другие современные направления. В колледжах и вузах проводятся Дни открытых дверей — это возможность узнать о специальностях и пообщаться с преподавателями.
В школах и центрах занятости работают карьерные консультанты, которые помогают выбрать подходящую профессию. Сейчас особое внимание уделяется IT-сфере и бизнесу.
В целом программы профориентации для подростков в России зависят от региональных инициатив и от самих школ. Но постепенно появляются и федеральные программы, а значит, возможности выбирать осознанно карьеру становятся шире.
О том, что происходит, если при выборе профессии не учитывать интересы подростка, рассказала Стартории семейный психолог Евгения Мисюченко.
«Как психолог, который часто работает с молодыми людьми в возрасте 19-23 лет, я сталкиваюсь с тем, что многие из них оказываются в ловушке. Они учатся не там, где мечтали, а в тех областях, которые выбрали их родители: престижные специальности, высокая зарплата и, главное, «об этом же мечтала мама», — рассказывает она.
По ее словам, приходится потратить много сил, чтобы разобраться в том, что же на самом деле вызывает их интерес.
«Желание родителей направить своего ребенка на «прибыльный» путь — это, безусловно, нормальная забота. Однако часто они не задумываются о том, насколько важно для ребенка чувствовать себя удовлетворенным и счастливым в своей профессии. Работа занимает значительную часть жизни, и если это занятие не приносит радости, стресс, выгорание и разочарование становятся неизбежными спутниками», — подчеркнула она.
По ее словам, ситуация усложняется тем, что современные профессии быстро меняются. То, что сегодня представляется «горячим» направлением, завтра может стать неактуальным. Поэтому гораздо важнее развивать у ребенка умение адаптироваться и находить свою нишу в любой ситуации, чем просто следовать за модой.
Иногда подростки просто не знают, какие бывают профессии, чем занимаются люди в разных сферах, какие у них обязанности и график работы. Поэтому, когда подросток ищет свое направление в жизни, важно рассказывать и показывать ему о том, как устроен мир профессий.
Помогите ребенку понять, что ему интересно, и не осуждайте его, если он пока не знает, что ему нравится. Если его интересы отличаются от ваших — например, он играет в компьютерные игры — попробуйте узнать, что именно ему в этом нравится.
Может быть, ему нравится собирать команды и управлять ими, решать задачки или быстро реагировать на ситуации. Эти увлечения могут указывать на его сильные стороны.
Я поступила в вуз три года назад на специальность «продюсер исполнительских искусств». Родители и вся семья у меня технари, поэтому для них было неожиданно, что один ребенок решил стать творческой личностью. От выбора профессии они меня не отговаривали, хотя до конца не понимают, кем я собираюсь работать.
Я учусь на заочном и сразу пошла работать по специальности — считаю, что в нашей профессии очень важна практика, а не только теория. В вузе получаю знания, которые пригодятся в работе и жизни. Еще вуз помогает найти работу. И там встречаешь кучу людей, с которыми в дальнейшем можно сотрудничать: в творческой специальности очень важны коммуникация и люди.
Я рада, что родители поддержали мой выбор. Об отчислении еще ни разу не задумывалась.
Составьте список всех должностей, которые вы когда-либо занимали — от бариста до менеджера по проектам. Так подросток не только сможет задать вопросы о разных профессиях, но и поймет, что карьера может меняться в течение жизни.
Расскажите, какие уроки вы извлекли, с какими трудностями столкнулись и что вам в итоге понравилось в вашей работе. Это даст ребенку возможность задать вопросы и познакомиться с вашей работой.
Честно поговорите о том, чего ваш ребенок ждет от жизни. Обсудите, сколько он хочет зарабатывать и какие есть способы достичь этих целей. Это поможет ему сопоставить мечты с реальностью.
Я училась в техническом вузе на гуманитарной профессии, и уровень обучения оказался низким. Но благодаря этому у меня было время начать свою карьеру.
В итоге относительно сверстников я неплохо зарабатываю и люблю свою работу (не по специальности). Так что выражу непопулярное мнение: если нет сильного стремления к обучению, но хочется диплом — не надо лезть в престижный вуз и там страдать! Можно пойти куда угодно, получить там диплом и параллельно начать свой путь в том, что интересно.
Мама вообще меня не трогала, не принуждала ни к чему. Сказала, что я могу идти в вуз или не идти на свой выбор — но если пойду, то могу еще четыре года быть ребенком. По мере обучения в школе и институте никак меня не контролировала — я всегда знала, что это только мое дело и это мне надо.
По поводу карьеры мама тоже особо не выражала своего мнения. Может разок выразила какой-то скептицизм, но потом прибавила, что почему бы и не пробовать. Наоборот, когда я перегружалась, напоминала мне о моей возможности не работать. Но мне нравилось работать и нравились свои деньги.
Это отличная возможность разобраться в собственных желаниях и разработать стратегию для выбора и освоения будущей профессии.
Обсудите с подростком, как он видит свою жизнь через 30 лет: где он работает, сколько зарабатывает, есть ли у него семья и друзья. Спросите, что нужно сделать, чтобы воображаемая картина стала реальной. Это поможет ему самостоятельно понять важные шаги для достижения своих целей.
Ваше доверие к ребенку — главный фактор в его самоощущении. Многие боятся неудачи и не верят в свои силы. Поддержка взрослого станет опорой.
Меня родители всегда поддерживали в любом выборе. Когда после девятого класса я ткнула в специальность «юрист», сказали: иди, раз есть желание.
В итоге колледж я закончила, а вот со второго курса вуза ушла — не выдержала одну и ту же информацию по второму кругу. Но по профессии не работаю: увидела все изнутри и желание резко отпало.
Зато знания и опыт, которые я получила во время учебы, пригодились в обычной жизни. Благодаря тому, что за меня ничего не решали, я чувствую себя взрослым и самостоятельным человеком. Так что, по моему мнению, предоставить ребенку эту самую свободу выбора — самое важное, что можно для него сделать.
HR-специалист и блогер Елена Шестопалова рассказала, какие советы дала бы себе 16-летней по поводу выбора профессии. В ее списке пунктов, важных для самореализации, — хорошее образование, которое дает не только профессию, но и знакомства, профессиональное окружение и привычку учиться.
Помните: решение о выборе профессии принимается не раз и навсегда. Важно поддерживать подростка в поисках своего пути, помогать ему осознанно выбирать. Только тогда он сможет найти баланс между тем, что приносит ему удовольствие, и тем, что обеспечит финансовую стабильность.