Новинка российского кинопроката — «Пророк. История Александра Пушкина» — вышла на экраны совсем недавно, но уже успела вызвать немало споров. Картина явно ориентирована на подростковую аудиторию. Один из вопросов, интересующих критиков, учителей и родителей: сможет ли новый фильм повысить интерес детей и подростков к классике и истории России?
Фильм режиссёра Феликса Умарова рассказывает о великом русском поэте. Главную роль в нём исполняет Юра Борисов, номинированный на премию «Оскар» за участие в фильме «Анора».
В России премьера состоялась 14 февраля 2025 года. Ожидается, что в ближайшие месяцы фильм выйдет в прокат в нескольких европейских странах, включая Австрию, Францию, Германию и Испанию.
Необычно то, что фильм снят как мюзикл. Его создатели черпали вдохновение из таких фильмов, как «Ла-Ла Ленд». В ролях картины «Пророк»: Алена Долголенко, Роман Васильев, Сергей Гилев, Илья Виногорский, Анна Чиповская и Кай Гетц.
Мнения критиков о фильме «Пророк» разделились довольно радикально.
Так, Иван Афанасьев из «Москва 24» отмечает: «Пророк — продукт своего времени. Кино яркое снаружи и пустое внутри». Он указывает на поверхностную трактовку образа Пушкина и исторические неточности, которые неизбежно снижают образовательную ценность кинофильма для подростков.
Сергей Синяков из журнала «Сеанс» критикует картину за рэп-батлы — не за идею, но за исполнение: «Идея укомплектовать жизнь классика дуэлями не только пороховыми, но и словесными — отличная, однако она же и самое слабое звено в картине. Все-таки тексты рэп-номеров, написанных для фильма, не по-хорошему кривы».
В то же время портал «Киноафиша» считает, что режиссеру удалось «мастерски передать дух пушкинской поэзии, сохранив при этом современное звучание».
Владимир Ростовский из Film.ru называет фильм «умеренно хулиганским и вылизанным», отмечая, что «вышло довольно одномерно, но в драйве и стремлении пошатнуть российские жанровые устои Феликсу Умарову и его команде точно не откажешь».
Зрители тоже расходятся во мнениях. Некоторым современный подход нравится: «Была удивлена рэпом. Но стихи лились складно. В зале были одни школьники, и была идеальная тишина. Впечатлило. Захотелось взять томик Пушкина в руки», — пишет пользователь по имени Елена Никитина.
Пользователь под ником Udzzzin на портале «Отзовик» высказывается не менее категорично: «Если кто-то ищет в фильме завязку, кульминацию, развязку, да и вообще хоть какой-то сюжет — не ходите. Если вы любите историю и хотя бы чуть-чуть в ней разбираетесь — не ходите».
«Практически сразу после первого рэпа на стихи Пушкина и жирных намеков на мюзикл, я поняла, что ничего, кроме недоумения и чувства испанского стыда, меня не ждет. Даже Юра Борисов не смог вытянуть этот безнадежный кринж», — поддерживают другие зрители.
И вот главный вопрос: сможет ли фильм привлечь внимание подростков к русской классике, сделать популярными стихи Пушкина и заинтересовать молодежь историей жизни поэта и перипетиями российской истории того периода?
Своим мнением со Старторией поделилась Виктория Нурмухамедова, руководитель маркетинговых коммуникаций сети «Буквоед»:
«В продажах произведений А.С. Пушкина ажиотажа в первые дни проката фильма «Пророк» не наблюдается, но прошло еще слишком мало времени, чтобы делать выводы. К тому же «Пророк» — это фильм про самого писателя, а не экранизация какого-либо его произведения. В перспективе мы ожидаем всплеск интереса к классику на основе прошлого опыта. Например, после экранизации «Евгения Онегина» в марте 2024 года интерес к роману среди покупателей стремительно вырос. «Евгений Онегин» стал самым продаваемым произведением А.С. Пушкина. До экранизации самой продаваемой была «Пиковая дама».
Как рассказала Виктория Нурмухамедова, спрос на повесть увеличился после ее экранизации — премьера фильма «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» состоялась 1 января 2025 года. За первые два месяца зимы было продано почти 1000 экземпляров в кинообложке, а без кинообложки продажи выросли примерно в два раза по сравнению с прошлым годом.
Однако есть сомнения в том, что замена стихов самого Пушкина на образцы баттл-рэпа пробудит в юных зрителях больше интереса к русскому языку и литературе.
К тому же экранизация любого литературного произведения, хотя и дает общее представление о сюжете, персонажах и основных идеях, заменить чтение не может.
Пока судить об успехе или неудаче фильма «Пророк» еще рано. Некоторые критики и зрители считают, что современный музыкальный подход способен заинтересовать молодежь русской классикой, а другие невысоко оценивают перспективы этой идеи. Кто прав — покажут время и беспощадная статистика.