Согласно исследованиям, 82% российских подростков получают карманные деньги от родителей, 75% хотят повысить финансовые знания.
Исследование Банка России показало, что молодежь демонстрирует более осознанное финансовое поведение, чем взрослые. Подростки чаще используют цифровые инструменты и более осторожны в операциях онлайн. Кроме того, они активнее участвуют в инвестиционной деятельности: около 23% молодых респондентов за последние три года совершали инвестиционные операции.
Как вовлечь подростков в управление деньгами с раннего возраста и сформировать адекватное восприятие этого ресурса. В поисках ответа на этот вопрос Стартория заглянула в книги известных предпринимателей и специалистов по финансовому планированию.
Первый и самый важный шаг в обучении подростков — это пример родителей. Как утверждает Дэйв Рэмси в «Финансовой независимости для подростков», дети учатся не столько через слова, сколько через наблюдение за поведением взрослых. Если в семье принято планировать бюджет, откладывать на крупные покупки и избегать долгов, подросток быстрее осваивает эти принципы.
Исследование НАФИ показывает, что 72% россиян имеют средний или высокий уровень финансовой грамотности. Это помогает передавать знания следующему поколению.
Однако важно не только демонстрировать навыки управления деньгами, но и активно вовлекать подростков в семейные финансовые обсуждения. Например, при планировании поездок, покупок или оформлении кредита.
Как научить ребенка ценить деньги? Дать возможность ими распоряжаться. Карманные деньги — возможность принимать собственные финансовые решения и учиться на ошибках. Согласно исследованию, более трети подростков сами решают, сколько денег им необходимо. Каждый пятый получает сумму, установленную родителями.
Карл Ричардс в «Финансовой простоте» подчеркивает, что ошибки — неотъемлемая часть обучения: «Лучше научиться терять деньги в детстве, чем сталкиваться с крупными финансовыми потерями во взрослом возрасте». Важно обсуждать с подростком его покупки и помогать анализировать финансовые решения, но без чрезмерного контроля.
В книге «Твой первый миллион» авторы Джеймс Маккена, Джанин Глайст открывают подросткам секрет, как заработать миллион.
«Нельзя покупать разные модные штучки только потому, что все их покупают. Мыслить как миллионер — значит стараться экономить деньги, а не тратить их постоянно. Например, не обязательно покупать новые кроссовки, если старые вполне прослужат еще год. А может быть, стоит найти подработку вместо того, чтобы развлекаться с друзьями», — пишут авторы.
Постановка финансовых целей помогает подросткам лучше осознать ценность денег. Вместо абстрактных бухгалтерских действий предложите ребенку накопить на что-то значимое, например, на новый гаджет или поездку. Расчет необходимой суммы, определение сроков и ежемесячного вклада — все это быстрее любых лекций даст понимание, как приумножать и сохранять ресурсы.
Гретхен Рубин в «Проекте Счастье» отмечает, что постановка целей делает процесс накопления более осмысленным. «Когда знаешь, ради чего работаешь, каждая маленькая победа приносит радость», — пишет она. Такой подход мотивирует подростка, формирует у него навык долгосрочного планирования.
Обсуждение ежемесячных расходов, таких как коммунальные платежи, покупки продуктов или затраты на отдых, дает ребенку реальное представление о стоимости жизни.
Роберт Кийосаки в «Богатом папе, бедном папе» пишет: «Финансовый успех приходит к тем, кто умеет контролировать свои расходы».
И еще один неочевидный бонус такой работы — она укрепляет семейные отношения через совместное решение финансовых вопросов.
Игры, такие как «Монополия» и Cashflow, помогают понять основы инвестирования, управления активами и пассивного дохода.
Бет Коблинер в книге «Как тратить деньги с умом» предлагает доступные и практические советы для подростков о том, как правильно распоряжаться финансами. Бодо Шефер в «Псе по имени Манни» через захватывающий сюжет показывает, как деньги могут работать на человека.
Согласно данным НАФИ, около 33% подростков имеют независимый от родителей источник дохода. Они работают курьерами, присматривают за детьми или выполняют оплачиваемую помощь по хозяйству.
Однако важно, чтобы работа не мешала учебе и отдыху. Дэйв Рэмси подчеркивает, что профессия должна быть не только способом заработка, но и возможностью получить важные жизненные навыки.
Формирование финансовой грамотности у подростков — это инвестиция в их будущее. Важно сочетать теоретическое обучение с практикой, предоставляя детям возможность принимать решения и нести за них ответственность. Как говорит Роберт Кийосаки: «Богатство начинается с правильного отношения к деньгам».
Свежие исследования подтверждают интерес российских подростков к финансовой грамотности: 75% подростков заинтересованы в улучшении знаний в этой области. Большинство подростков получают деньги от родителей, а треть имеет дополнительные источники дохода, например, подработки. При этом около 23% из них откладывают средства на будущее. И помочь их преумножить «по-белому» — в силах родителей.
Серия материалов Стартории «Финансовая грамотность для родителей подростков»: