Анимационную картину «Головоломка 2» — совместное творение студии Pixar и компании Walt Disney Pictures — зрители и критики уже назвали инструкцией для родителей «как понять подростка».
Мультфильм вышел в середине июня и сразу побил рекорды по сборам, став самым кассовым в истории индустрии, обогнав даже «Холодное сердце 2». «Головоломка 2» — один из 11 анимационных фильмов, преодолевших отметку в миллиард долларов.
Забавный и трогательный, смешной и глубокий — мульт погружает в сложный мир эмоций ребенка. По сюжету герои мультика — эмоции, живущие в голове 13-летней школьницы Райли, — пытаются помочь ей влиться в новую компанию друзей, сохранить своих старых приятелей и найти место в жизни.
Осенние темные вечера — самое время, чтобы всем вместе пересмотреть картину, которая придется по вкусу всем членам семьи. И без сомнения, даст пищу для размышлений.
Первая классификация «базовых» эмоций человека принадлежит Дарвину. Натуралист выделял счастье, удивление, страх, отвращение, злость и грусть. После его идею подхватили Пол Экман и Дэниел Гоулман. Первый начал рассматривать вопрос влияния человеческих эмоций на межличностные отношения и поведение, а второй рассказал, как эти эмоции развивать и применять на практике. Дэниел Гоулман также представил концепцию эмоционального интеллекта.
Сухая наука ожила в визуале мультфильма. История и первой, и второй части «Головоломки» завязаны именно на переживаниях главной героини — Райли Андерсон. В первой части она училась управлять как раз теми самыми «базовыми» эмоциями — радостью, печалью, страхом, гневом и брезгливостью. Вторая картина демонстрирует нам еще пять — тревожность, зависть, стыд, хандру (скуку) и ностальгию.
Все «новички» Райли не появились просто так. Изменения в жизни девочки, которые соседствуют с началом пубертатного периода, бросают новый вызов эмоциям-старичкам. В начале они пытаются решить проблему поодиночке, в стиле «лебедь, рак и щука». И это приводит к почти катастрофическим для девочки последствиям. Команде в голове Райли придется научиться слушать друг друга и работать сообща.
Как рассказала в комментарии Стартории психолог Наталья Бар, для подростка важно побыть в каждой эмоции, не спешить из нее выбраться, послушать себя, а после научиться с нею жить и управлять ею. Ребенку важно донести простую мысль: нет плохих или хороших эмоций.
«Ты чувствуешь, как «закипает» кровь, хочется кричать и плакать одновременно? Радость переполняет тебя, и вдруг наваливается тяжелая тоска? Ты грустишь, и тебя пугает будущее? Да! Это все ты! И то, что ты чувствуешь, — нормально!», — объясняет Наталья Бар.
Подростковый возраст — период, который нужно пережить. И родителям, и самому подростку.
«Как только случился пубертат, все перевернулось с ног на голову. Знакомо? Вдруг прекрасный, понятный, открытый ребенок отдаляется. «Остров семьи» становится таким маленьким, таким тусклым и шатким… Но в период взросления так и должно быть. Подросток устремляется на «Остров дружбы», чтобы получить еще больше знаний о самом себе. Кто я? Какой я? Что я могу? На что способен? И как поступить в связи со всем этим? Поверьте, ребенку ох как непросто. Он сам не понимает, что с ним происходит. Как быть собой, если новое самосознание не готово?!», — подчеркнула психолог.
Важно не торопить ребенка, который только шагнул в подростковый мир. Как бы родителям ни хотелось отгородить его от неприятностей, горьких воспоминаний или неприятного опыта, всего предусмотреть невозможно.
Визуализация этого опыта прекрасно передана в мультфильме. Там же есть подсказка, делится наблюдением психолог:
И если родителям кажется, что ребенок «всё преувеличивает» и «принимает все слишком остро», то в «Головоломке 2» есть запоминающийся эпизод, когда эмоция Зависть берёт контроль над Райли. Великолепная визуализация того, как болезненно подростки сравнивают себя с окружающими, чувствуя себя недостаточно хорошими.
Фильм полон таких полезных подсказок: за завистью и раздражением может скрываться его неуверенность, за злостью — невозможность контролировать себя и происходящее. В таких ситуациях важно не критиковать, не обесценивать «негативные» чувства, а поддержать и помочь разобраться в переживаниях.
В мультфильме «Головоломка 2» есть интересный эпизод, когда Райли подверглась панической атаке, так как пультом эмоций завладела Тревожность. Именно паника и беспокойство встречаются у подростков чаще всего. По оценкам экспертов, тревожное расстройство развивается у 4,4% подростков 10–14 лет и у 5,5% подростков 15–19 лет.
И тут тоже прямая параллель с реальной ситуацией: если вовремя не принять меры и не успокоить Тревожность, то до депрессии как до болезни рукой подать. Это эмоциональное расстройство встречается у 1,4% подростков в возрасте 10–14 лет и у 3,5% подростков в возрасте 15–19 лет. У депрессии и тревожности есть ряд общих симптомов, включая быстрые, неожиданные изменения настроения.
«Когда становишься подростком, «пульт управления эмоциями» становится совсем иным. Он меняется, а инструкции к нему, к сожалению, не существует. Тебе предстоит самому научиться «рулить» ими. И да, ошибаться тоже нормально, — говорит Наталья Бар. — Ну и в заключение, рецепт от Радости, как помочь Тревоге: «Дыши… Ничего этого прямо сейчас не происходит. Верно? Ну а на что мы можем повлиять?» И еще одна идея, которая мне очень близка: «любимое дело хорошо с Радостью».
«Головоломка 2» — это не просто смешной мультфильм, а во многим терапевтическая история о важности принятия эмоций. Для подростков он может стать подсказкой, как справляться с бурными переживаниями, а для родителей — напоминанием о том, что терпение и поддержка необходимы, даже когда ребёнок «выходит из берегов».