Как искать здоровую школу: 7 вопросов, которые стоит задать до зачисления

23 июля 2025

Выбор школы для ребёнка — один из самых серьёзных и в то же время эмоциональных шагов для родителей. Это не просто здание с уроками, а целый микромир, который будет влиять на мышление, самооценку и будущее подростка.

Особенно это актуально, если вы ищете школу, где ребёнку будет комфортно учиться и развиваться, в том числе в таких сферах, как IT, программирование и разработка игр. Как не ошибиться и найти «свою» — ту самую школу с безопасной и поддерживающей атмосферой? Делимся подходом, который работает.

Медиа ИТ-школы Стартория
Редакция

Школа как долгосрочный проект: включаем бизнес-мышление

«Когда мы говорим о выборе школы, полезно включить бизнес-оптику: представить себе, что вы запускаете долгосрочный проект, сроком примерно на 10 лет. Это не просто место, куда ребенок будет „ходить“, — это среда, в которой формируется его мышление, уверенность в себе, отношения с другими, способность к самостоятельному выбору…

…По сути, каждый родитель сегодня становится своего рода „продуктовым менеджером“ этого важного проекта — жизни своего ребенка в школьной среде»

Екатерина Белозёрова, к.филол.н., доцент Финансового университета при Правительстве РФ

Это очень точная метафора. Как любой инвестиционный проект, школа требует оценки: не по рекламе, не по количеству «звёзд» в чатах, а по качеству команды, процессам и готовности к честному диалогу.

Почему просто отзывы — не помогают

Один и тот же педагог может вызывать у одних родителей восхищение, у других — тревогу. Кто-то мечтает о строгости и порядке, кто-то — о мягком подходе и индивидуальности. Поэтому «нам понравилось» от соседей — не аргумент. Куда важнее — почувствовать атмосферу самому и задать важные вопросы.

Александра Архиповская, соосновательница школы Стартория: «Родительский опыт — уникален. Мы видим, как в одной и той же школе один ребёнок раскрывается, а другой — закрывается. Поэтому мы всегда советуем родителям не останавливаться на чужих мнениях, а идти, смотреть, разговаривать. Атмосферу не подделать — она считывается очень быстро».

С кем говорить в школе и как начать

Если ребёнок идёт в начальную школу — обязательно стоит пообщаться с классным руководителем. В средней и старшей — достаточно разговора с управленческой командой: директор, завуч, координатор программы. Именно они задают тон всей школьной культуре.

Формулировка может быть простой: «У меня есть несколько вопросов, которые помогут нам принять осознанное решение».

Важно: говорить спокойно, без претензий. Цель — не проверка на прочность, а честный разговор.

Сергей Мищенко, сооснователь школы Стартория: «Когда родители задают вопросы про безопасность, про атмосферу, про подходы — это не тревожность, а осознанность. Хорошие школы это ценят».

7 вопросов, которые помогут понять, насколько школа здорова

Если вы ищете школу с поддерживающей средой, где уважают подростков и реагируют на проблемы, — вот вопросы, которые стоит задать лично. Не все сразу. Но хотя бы часть из них — обязательно.

1. Как школа работает с конфликтами и случаями травли?
Пример формулировки:
«Расскажите, пожалуйста, о последнем случае конфликта между детьми или признаков травли — и как вы с этим работали».

Почему это важно: здоровая школа не скрывает, что конфликты бывают. Но умеет их решать. Вас должны заинтересовать реальные кейсы, не общие фразы.

Хороший ответ: конкретный пример, рассказ о действиях, упоминание службы медиации или координатора.

Тревожные сигналы:

  • «У нас такого не бывает»,
  • «Один мальчик фантазировал, а потом ушёл»,
  • «Ну, сейчас всё называют буллингом».
2. Есть ли в школе человек или команда, отвечающая за психологическую безопасность?

Это может быть школьный психолог, куратор, медиатор, служба примирения.

Спросите прямо:
«Кто у вас отвечает за ситуации, когда ребёнку тяжело в коллективе?»

Важно понять, не только есть ли должность, но как этот человек включается в реальные ситуации.

3. Как происходит адаптация новых учеников?

Даже если вы поступаете в 5-й или 9-й класс, ребёнок будет искать своё место в новом коллективе.

Вопрос:
«Как вы помогаете детям влиться, особенно тем, кто поступает не в 1-й класс?»

Слушайте, как рассказывают: спокойно ли? С уважением к детям? Упоминаются ли конкретные шаги? Или всё сводится к «ну, привыкнет».

4. Как школа реагирует, если родителю нужно обсудить трудную ситуацию?

Имеет ли право родитель задать неудобный вопрос? Как быстро отвечают? Кто принимает решения?

Спросите:
«Если у ребёнка сложности — как и с кем это обсуждать?»

Ответ покажет, насколько школа открыта к партнёрству или склонна замалчивать проблемы.

5. Какие нормы общения и поведения приняты в школе — и как они поддерживаются?

В здоровой среде есть неформальные правила: как общаться, что допустимо, как дают обратную связь. Школы могут по-разному это называть — кодекс, договор, принципы.

Уточните:
«Есть ли у вас документ или подход, который описывает культуру общения между детьми и взрослыми?»
6. Что происходит, если ребёнку в школе тяжело эмоционально (но формально всё в порядке)?

Даже без травли дети могут выгорать. Особенно в старших классах или в высокоакадемических школах.

Спросите:
«Бывали ли случаи, когда ребёнку становилось эмоционально тяжело — и как вы действовали?»
7. Какими ценностями вы руководствуетесь при обучении и общении с детьми?

В конце концов, школа — это не только математика и русский. Это пространство, где закладываются ценности.

Вопрос:
«Какие принципы для вас важны в воспитании детей?»

Ответ многое покажет: видят ли здесь в ребёнке личность, уважают ли его выбор, готовы ли поддерживать, а не только требовать.

А если это онлайн-школа?

Даже дистанционная школа — это сообщество. Есть ли в нём уважение? Поддержка? Коммуникация? У подростков — свои сложности. Если они не чувствуют себя в безопасности, то не начнут раскрываться, в том числе в программировании, IT или геймдизайне.

Александра Архиповская: «Мы создали Старторию как место, где подросток может быть собой. Где он может задать вопрос и не бояться, что его осудят. Где ошибки — это часть процесса, а не причина для стыда. Так рождается внутренняя свобода — а с ней приходит настоящая учёба».

Вы имеете право знать

Хорошая школа не боится вопросов. Потому что она знает, зачем делает то, что делает. И потому что уважает тех, кто доверяет ей самое дорогое — ребёнка.

Если вы задаёте вопросы и чувствуете агрессию, отстранённость, нервозность — это тоже ответ. Возможно, главный.

Сергей Мищенко: «Родитель, который задаёт вопросы, — это не сложный родитель. Это человек, который выбирает осознанно. И именно с такими мы хотим быть в одной команде».

Автор статьи: Редакция медиа ИТ-школы Стартория
Медиа ИТ-школы Стартория
Редакция
Читайте также
promo promo
close