— Мам, а можно я не пойду завтра в школу?
— Почему?
— Да там опять это… скучное все, сидишь и звонок ждешь.
И это вовсе не каприз. В голосе 14-летнего сына подруги нет бунтарства или тем более какой-то злости — только усталость. Когда-то Миша с восторгом приносил домой красочные энциклопедии и рассказывал, что хочет стать ученым. А теперь едва открывает учебник, списывает в ГДЗ домашку и считает дни до каникул.
Если вам тоже знаком подобный разговор, значит, ваш подросток — один из тысяч школьников, для которых учеба стала тяжелой повинностью.
Но почему так происходит? Почему вдруг учеба перестает приносить удовольствие? Или не вдруг? Вместе с психологами разбираемся, почему дети теряют интерес к учебе, и как помочь им снова превратить учебу в увлекательное занятие.
Причины потери интереса подростка к учебе могут быть разными в зависимости от ситуации, объясняет в комментарии Стартории практикующий психолог, коуч по детско-родительским отношениям Лариса Окулик.
Среди основных: неинтересная манера преподавания (учитель просто начитывает лекции, не вовлекает учеников в процесс), слишком сложный предмет или, наоборот, тема уже знакома ребенку, и повторение кажется ему скучным.
Исследователи одной из соцсетей опросили 12 тысяч пользователей, чтобы выяснить, пригодились ли им школьные знания. Результаты удивили: 39% участников опроса заявили, что знания, полученные за партой, в жизни просто не нужны.
«Учили нас тангенсам, котангенсам… Ни разу в жизни не приходилось с ними сталкиваться. Не понимаю, зачем мне это было нужно», — ответил Артем, один из участников исследования.
Подростки воспринимают учебу не как процесс, а как обязанность, — уверена подростковый психолог, педагог Светлана Красносельская.
Подростковый психолог-психотерапевт Анна Хоботова отмечает, что найти подростка, который действительно хочет учиться, сложно.
«Подростковый возраст, — говорит она, — сопровождается гормональными изменениями и изменениями на физиологическом уровне, половым созреванием. Ребенку сложнее сосредоточиться на учебе и преодолевать лень. Вдобавок все происходит на фоне сепарации от родителей, поиска себя, ответов на вопросы, какое место он занимает в социуме, в классе».
Как рассказала преподаватель Московского института психологии (МИП), клинический, детский и подростковый психолог, специалист по детско-родительским отношениям Елена Харитонцева, в младшем школьном возрасте ребенок мотивирован на получение одобрения значимого взрослого (родителя, учителя). Через учебу ребенок мог проявить себя, заслужить признание людей, которые действительно в этом возрасте определяют внутреннее ощущение ребенка: «Я хороший! Я молодец!».
«Ребенок может столкнуться с травлей в школе — как в роли жертвы, так и свидетеля. Это вызывает стресс, а зачастую нежелание учиться в таком социуме. Еще один барьер — когда родители сильно наседают на ребенка в плане учебы. Это никак не мотивирует, а вызывает страх, отталкивает подростка и от вас, и от образовательного процесса», — говорит Анна Хоботова.
По словам семейного психолога, специалиста по детско-родительским отношениям Ольги Ивановой, у детей помладше еще не потеряно желание учиться и узнавать новое, много природного любопытства.
Подросток же задает вопросы «Зачем я это делаю?», оценивает причинно-следственные связи. Если он не может ответить себе на этот вопрос, то учеба выпадет из числа приоритетов.
«В первом случае ребенок делает что-то за материальное поощрение: выучишь уроки — получишь пряник. Но такая мотивация со временем грозит перерасти в некий шантаж. Ребенок будет отказываться учиться без материального вознаграждения. И тогда родителям ничего больше не останется, как давить на него своим авторитетом», — предупреждает Лариса Окулик.
«Позитивная мотивация — это стремление к прекрасной цели. Негативная — попытка избавиться от чего-либо, например, избежать наказания или давления родителей. Это не лучшая мотивация, особенно в долгосрок», — объясняет психолог Ольга Иванова.
Чтобы мотивировать подростка на учебу, она рекомендует родителям использовать фразы: «Смотри, у тебя получилось!», «Ты постарался. Достиг результата!», «Смотри, ты круче одноклассников, как классно тебе удалось справиться с этой задачей!».
Воспитание не должно строиться на давлении. В подростковом возрасте эксперты, опрошенные Старторией, рекомендуют родителям максимально лояльно относиться к успехам ребенка — не давить, а договариваться.
Один из ключевых принципов подростковой мотивации — автономия. Если ребенок может сам принимать решения, интерес к учебе возрастает.
«Детей, особенно учеников младших классов, замотивировать на учебу можно только через игру», — рассказала Стартории Лариса Окулик. Они максимально вовлекаются в учебный процесс, и им становится интереснее заниматься даже самыми трудными задачами. Доказано, что игровые техники помогают ребенку запомнить намного больше информации.
Игровые методы могут быть эффективными и в старших классах. «Куда интереснее учить географию, например, в форме поиска клада на карте мира, чем по шаблонным педагогическим методам», — поясняет она.
«Учеба в школе проигрывает по всем статьям гаджетам, реальной жизни и общению, — замечает психолог Елена Харитонцева. — Именно поэтому взрослые должны искать способы заинтересовать подростка. Это домашние дискуссии и разборы популярного среди подростков фильма или сериала. Это интерактивные уроки, где можно конструировать, потрогать, создать что-то свое. Организовать занятия с каким-то крутым лектором, который перевернет представление о школьном предмете».
«Ты просто ленишься!» или «Ты должен учиться!» — такие фразы убивают мотивацию. Вместо этого попробуйте подбадривать и показывать собственную веру в силы подростка.
Поддержка родителей — это не только хвалить за прогресс и оценки, но разрешать ошибаться, не требовать идеального результата, помогать в сложных темах.
По словам психолога Ольги Ивановой, если ребенок вдруг решил, что учеба это «не его», то это ему, скорее всего, кто-то навязал.
Родителям важно приводить доказательства, которые говорят об обратном, например: «Посмотри, как ты классно написал диктант! Мне кажется, люди, у кого учеба это «не их», так не напишут».
Еще один важный совет от экспертов: не требуйте от ребенка прыгать выше головы. Если он никогда не был отличником, не нужно его за это корить. Наоборот, хвалите за любое, даже небольшое достижение.
Подростку важно видеть, что родитель ему доверяет, ценит и принимает его с любыми результатами. Тогда он перестанет бояться ошибок, начнет учиться с удовольствием и уверенностью.