Как поступать родителям, если на вопросы о будущем подросток твердит: «Я не знаю, кем быть»? Стоит ли взрослым настаивать на «нормальной» профессии или поддерживать интерес к рисованию комиксов и мечтам о блогерстве? Как в моменте понять, где настоящий интерес, а где — бунт или усталость от выбора?
На эти и другие важные вопросы отвечает профориентолог Юлия Ахметгалимова. Говорим про страхи, прокрастинацию, тесты, родительские ожидания — и главное: как быть рядом и не давить, даже из самых благих побуждений.
— Юлия, как реагировать родителям, если подросток говорит: «Я ничего не хочу» или «Не знаю, кем быть» — и долго не может определиться с интересами? Стоит ли как-то подталкивать, мотивировать или отпустить?
— Когда подросток говорит: «Я ничего не хочу» или «Не знаю, кем быть», важно понимать — это не лень и неравнодушие (всех волнует будущее, даже если это не показывать). Чаще всего за такими ответами стоят страхи.
Страх ошибки: подросток боится выбрать «не ту» профессию и потом пожалеть. Поэтому откладывает решение, избегает однозначного ответа, прокрастинирует.
Страх перед родителями: опасается не оправдать ожидания или разочаровать.
Также влияет перегруз информацией: слишком много профессий, а ясности мало — подросток может не понимать, кто чем занимается.
Мало опыта: подросток еще не пробовал достаточно, чтобы понять, что ему действительно интересно.
Как реагировать родителям? Первое и главное: не давить. Давление усиливает тревогу и блокирует выбор. Но и не отпускать ситуацию совсем. Бездействие может затянуть неопределённость.
Лучше дать время и среду для поиска, рассказывайте о профессиях, обсуждайте статьи, книги, фильмы, пообщайтесь с профессионалами того или иного дела.
Предлагайте попробовать себя — курсы, мастер-классы, консультации.
Предложите порассуждать на вопросы: «что мне нравится делать?», «в каких задачах я теряю счёт времени?».
Лучшее в ситуации — не навязывать путь, а быть рядом в момент неопределённости. И по возможности обратиться к специалисту по профориентации.
— Юлия, как помочь подростку выбрать не только перспективную, но и эмоционально комфортную профессию, чтобы не выгореть к 25 годам?
— Для начала важно понять, чего сам подросток ожидает от профессии, что для него ценно, кроме уровня зарплаты. Затем изучить рынок труда, вакансии, требования и условия труда для конкретных должностей. И только потом принимать осознанное решение.
— Можно всерьез полагаться на тесты по профориентации? Или это скорее развлекательная психология?
— Тесты по профориентации — не волшебная таблетка, но и не игрушка.
Грамотно составленные методики — особенно те, что применяют специалисты, а не «тестики из интернета» — помогают определить: склонности (что интересно делать), способности (что получается лучше других), ценности и тип мотивации (что важно в работе) и даже — потенциальные профессиональные векторы.
Но важно понимать: тест — это не приговор и не финальный ответ. Это отправная точка для диалога, повод задуматься, задать себе вопросы и начать наблюдать за собой внимательнее.
На что точно нельзя полагаться:
- на результаты первого попавшегося онлайн-опросника,
- на рекомендации, заявленные в первой строчке результата.
На что стоит опираться:
- на сочетание тестов, бесед с профориентологом и реальных проб в профессиях (практика, хобби, наблюдения),
- на выводы, которые подросток делает сам в процессе профориентационной работы.
— Что делать родителям, если мама, допустим, всегда мечтала о медицине, а сын — о комиксах?
— Такие ситуации частые и болезненные. Важно понять и принять: ребёнок — не продолжение несбывшихся родительских планов. У него свой путь, свои сильные стороны и жизнь.
Насильственное «перепрошивание» под чужую мечту почти всегда заканчивается выгоранием, тревожностью и потерей мотивации.
Подросток хочет рисовать комиксы? За этим может стоять развитое визуальное мышление и чувство стиля. Их можно развить в востребованные профессии: от иллюстратора и UX-дизайнера до продюсера креативных проектов.
- Признать свои чувства. Грусть, тревога, разочарование — это нормально. Важно не «вешать» их на ребёнка.
- Спросить себя: я хочу, чтобы он был успешным по моему сценарию — или стал счастливым человеком, который нашел дело по душе?
- Разобраться в интересах подростка. Что за этим стоит? Какие профессии туда ведут?
- Поддерживать. Не навязывая, а помогая развивать интерес.
— Что делать, если ребенок выбирает профессию, которая кажется нестабильной, «странной» или неприбыльной? Например, хочет быть экологом, художником или блогером. Как родителям разобраться — это осознанный выбор или подростковый бунт?
— Важно не давать оценки, а разобраться, что за таким выбором стоит.
Спросите: почему именно эта профессия? Что в ней нравится? Какие задачи хочется решать? Если ответы глубже, чем «просто нравится» — это уже сигнал осознанности.
Изучите сферу. Важно не путать свои представления о профессиях с тем, как всё может быть устроено на самом деле. В мире нет невостребованных профессий — есть невостребованные специалисты.
Обеспечьте пробу. Отправляйте ребёнка на курсы, мастер-классы, стажировки — все это покажет, насколько он готов вкладываться.
И если это бунт — интерес быстро угасает.
Задача родителя — не оценить, «модно» ли это, а помочь понять, есть ли под выбором смысл, интерес и готовность трудиться. Не бойтесь нестандартных путей — за ними часто скрываются востребованные ниши, особенно в быстро меняющемся мире.
Профориентация — это тестирование, было у нас в школе и ничем особо не помогло
Любая профессия, связанная с помощью людям, пользой для людей. Всё, что связано с осмыслением, упрощением и адаптацией к изменениям.
Устойчивость к изменениям и гибкость. Умение понимать других людей, иными словами — развитый эмоциональный интеллект.
Да, в каких-то линейных типовых навыках, но управлять и направлять ИИ всё равно человеку!
Задавать правильные вопросы, разговаривать с ребенком и слышать его.
Не бояться делать выбор, будущее — это не страшно. Будущее — это возможность. И оно может быть интересным, если начать пробовать.