Родителям часто кажется, что в ИТ есть только одна дорога — программирование. Но на самом деле технологическая индустрия быстро меняется, и появляются новые роли, где ценятся аналитика, стратегия и умение работать с людьми.
Одна из таких профессий — руководитель по выводу продуктов с рынка. Этот специалист помогает компаниям вовремя закрывать устаревшие проекты, чтобы не тратить ресурсы на то, что уже не приносит пользы.
На первый взгляд звучит грустно, но на деле — это про обновление, развитие и смелость двигаться вперёд.
О том, почему умение отпускать в ИТ не менее важно, чем создавать, какие навыки стоит развивать подросткам и как помочь ребёнку найти свои сильные стороны, мы поговорили с Виталием Янко, экспертом по управлению ИТ-продуктами, основателем бюро экспорта в ИТ SoftwareLead.pro и инвестиционного бутика SPB Founders.
— Вы занимаетесь выводом продуктов с рынка. Как объяснить подростку, чем вы занимаетесь, если коротко и просто?
Иногда товары и услуги морально устаревают, и их нужно превращать в воспоминания, чтобы они не огорчали новых покупателей своим немодным вайбом.
— Почему компании решают «закрыть» продукт, а не доработать его? Это ведь, наверное, эмоционально непросто для команды?
У многих продуктов, особенно в ИТ, была старая основа, сделанная ещё до появления современных технологий.
Поддерживать такие решения со временем становится всё дороже, специалистов, готовых с ними работать, всё меньше. Поэтому компании предпочитают инвестировать в новые версии и современные концепции.
— Можно ли сказать, что ваша профессия — это про стратегию, цифры или про людей?
Моя профессия скорее про стратегию. Но именно цифры определяют эффективность отхода от старой линейки продуктов и услуг.
Часто люди принимают эмоциональные решения закрыть продукт из-за усталости. А усталость — это сигнал, что пора что-то менять и обдумать стратегию обновления предложений.
— Какую роль играет data science в принятии решений — это больше про аналитику или про прогнозирование будущего?
Наука о данных оперирует прошлым, пытаясь моделировать будущее. Если модели постоянно совершенствовать и подпитывать свежими данными с рынка, включая активность конкурентов, можно получать всё более точные прогнозы будущих продаж.
— Какие навыки из вашей профессии стоит развивать уже сейчас подросткам, которые мечтают работать в ИТ?
Критическое мышление — это первое. Не отрицание всего подряд, а осознание, что мода на технологии приходит и уходит.
Это может быть заказчик, коллега, чиновник, случайный знакомый — общение формирует гибкость. Ну и, конечно, обучение — процесс постоянный: важно не просто собирать знания, а применять их.
— Что важнее для будущего менеджера или аналитика — быть хорошим математиком или уметь слышать людей?
Для менеджера — уметь видеть за цифрами человеческую мотивацию и понимать, как её улучшить. Для аналитика — по цифрам предсказывать поведение людей и замечать корреляции с активностью своей компании на рынке.
— Насколько сегодня важен английский язык в вашей работе? Можно ли вообще без него в международных проектах?
Без английского можно — если вы знаете китайский в Китае, японский в Японии, французский и арабский в Марокко, португальский в Бразилии, русский в Узбекистане и Казахстане.
— Вы упомянули, что выступаете как «менеджер талантов». Как вы замечаете, в чём человек силён? Есть ли признаки, которые помогают понять это в школьном возрасте?
Таланты нужно использовать активно. Я обычно помогаю их обладателям быстро понять, куда применить свои усилия.
На рынке есть много неочевидных возможностей — не только в коммерции, но и в некоммерческих проектах, фрилансе, собственных мини-бизнесах. Главное — не браться за всё сразу.
Молодые люди часто не осознают, как ограничены их внимание и энергия, и в итоге «перегорают» уже к 16–20 годам.
— Что помогает людям раскрывать свои сильные стороны — среда, наставник или внутренняя мотивация?
Среда — суперважна. В активном окружении всегда хочется тянуться к сильнейшим. Внутренняя мотивация — двигатель, который работает, когда есть цель.
А наставник… Часто молодым кажется, что он мешает успеху. Но лучше иметь человека, который понимает именно тебя и готов менторить лично.
— Как родителям поддержать ребёнка, если тот интересуется ИТ, но пока не знает, что ему ближе — программирование, аналитика, дизайн или менеджмент?
Давайте возможность практики. Проектная деятельность в кружках и школах развивает гораздо лучше домашних заданий — она адаптирует к реальной работе и взрослой жизни.
— Какие тенденции вы видите в ИТ сейчас? В каких областях подросткам стоит развиваться, если они хотят быть востребованными через 5–10 лет?
Сейчас довольно трудно «войти в ИТ», если вы просто пользуетесь ИИ-сервисами, но не умеете собирать из них единый бизнес-процесс с результатом. Важно уметь доводить дело до конца.
При этом одинаково правильны и два подхода: «олимпиадный» — когда вы быстро прототипируете решение и тестируете его на рынке, и «традиционный» — когда выстроена архитектура и экосистема с чёткой логикой разработки.
— Часто ли в компаниях ищут именно молодых специалистов? Или путь в продакт-менеджмент и аналитику — это всегда «после 30»?
Управление состоявшимся продуктом требует опыта, а создание востребованного продукта — ещё большего. Поэтому важно набираться опыта в творческих и «тренировочных» проектах.
Но молодых специалистов часто недооценивают — не из-за возраста, а из-за трудностей в коммуникации. Это характерно для всех поколений, не только для «зумеров» и «альфа».
— Что вы как руководитель цените в молодых сотрудниках, которые только начинают карьеру в ИТ?
Желание развиваться и «копать» глубже, не перекладывая смысл своей работы на ChatGPT.
— Был ли у вас в юности момент, когда вы поняли, что ИТ — «ваше»?
Когда мы в 2005 году пошли на первую офлайн-пати Free-Lance.ru в стенах компании DataArt, основанной моими однокашниками по физфаку СПбГУ — вот тогда я понял: «о, в ИТ круто!»
— Если бы вы могли дать один совет 15-летнему себе — какой бы он был?
Больше обращай внимание на психологию — как способ разобраться в себе и в окружающих.