Опять двойка. Сюжет этой картины и грустен, и забавен, и очень знаком всем поколениям школьников. И хотя сейчас педагоги с психологами в один голос говорят о том, что оценки — не главное, влияют они на эмоции школьника так же сильно, как и 100 лет назад.
Самое неприятное, что круг может замкнуться: ребёнок испытывает страхи, связанные с успеваемостью и сравнениями с другими. Это резко снижает его способность к обучению. И вот — опять двойка.
Что делать и как реагировать родителям?
Допустим, подросток Иван поступил в лицей, где требования к ученикам выше, чем в других школах. От лицея требуют позиций в рейтингах, директор от учителей — показателей, учителя — от детей отличной успеваемости и поведения. И вот Иван отстаёт от всего класса по математике.
Хорошо, если педагогический состав и родители пытаются поддержать ребёнка. Однако нередко встречаются ситуации, когда ученик в силу психологических или интеллектуальных особенностей не справляется с программой учебного заведения. И вот Иван — «худший ученик». Зачем стараться?
И это лишь один из сценариев. Конфликт с учителем, недопонимание темы, желание самоутвердиться в группе, установка «я не ботан», нехватка времени на учёбу, низкая самооценка или отсутствие уверенности — вариантов множество.
По словам Ларисы Окулик, коуча родителей, детей и подростков, если плохая оценка в дневнике — явление однократное, её можно легко пережить и забыть.
Но если неудовлетворительные отметки стали рутиной, в первую очередь нужно искать причины, а не «нападать» на своего двоечника (ему и так нелегко быть «плохим» в глазах родителей). Возможно, ребёнок не может самостоятельно справиться со стрессом. В результате у него снижается самооценка и мотивация к учёбе.
Лариса Окулик
«За мотивацию отвечает гормон дофамин, который приносит нам удовольствие и радость. Если положительных ситуаций не происходит, дофамин не вырабатывается, а следом снижается и мотивация, — замечает Лариса Окулик. — Существуют такие понятия, как «внутренняя» и «внешняя» мотивации. За первую у детей как раз отвечает дофамин. Если ребёнку что-то нравится, он готов на школьные подвиги. Но если в его картину мира не вписалась плохая отметка, мотивация может испариться».
Лариса Окулик советует родителям реагировать на плохие оценки спокойно. Не стоит критиковать подростка — важно акцентировать внимание на ситуации и разбирать её.
«Не говорите ребенку, что он плохой или бездельник. Это прямая дорога к «уничтожению» самооценки подростка. Лучше задавать ребенку наводящие вопросы. Например, почему так произошло? Даже если родители весь вечер говорили школьнику заниматься, а он этого не делал. Подросток должен благодаря этому вопросу сам прийти к тому, что его лень повлияла на его успеваемость», – говорит специалист.
Плохая оценка — не всегда недостаток знаний. Ребёнок перед контрольной мог быть эмоционально возбуждён. Например, экзамены ЕГЭ и ОГЭ вызывают тревогу даже у взрослых.
«Важно спросить у ребёнка, почему он не смог ответить у доски. Вчера ведь параграф учил, а в дневнике неуд. Если разговаривать безоценочно и спокойно, ребёнок охотнее пойдёт на контакт и сможет рассказать, в чём причина плохой оценки», — считает коуч.
Психолог рекомендует переключать внимание с того, что не получилось, на то, что удалось решить.
«Даже если ребёнок решил один пример, он уже молодец. Потом можно спросить: а что не получилось? Тогда дочь или сын охотнее расскажут о неудаче. Завершить беседу можно вопросом: «А что нужно сделать, чтобы в следующий раз у тебя получилось? — подчёркивает Лариса Окулик. — Также не стоит выносить неудачи дочери или сына на всеобщее обозрение, это может сильно ударить по самооценке подростка».
Все дети разные. Для одного одни и те же образовательные результаты могут быть посредственными, для другого — настоящим прорывом.