«Компьютерные игры превращают детей в агрессивных, раздражительных и замкнутых людей». Наверняка вы не раз слышали подобные высказывания. Но действительно ли игры — зло?
Периодически в обществе возникает дискуссия о необходимости полного запрета или как минимум значительного ограничения гейминга для детей. Все ли так однозначно?
В этой статье мы расскажем, какие навыки и способности развивают игры и как использовать их потенциал для воспитания успешного и счастливого ребенка.
Исследование агентства НАФИ, проведенное в 2022 году, показало: большинство россиян считают, что видеоигры приносят человеку больше вреда, чем пользы.
Один из самых устойчивых стереотипов, который во многом базируется на том, что сюжеты игр часто содержат сцены насилия. При этом единого мнения о влиянии игр на детей у ученых все еще нет.
Идею, что жестокий контент ведет к жестокости в реальной жизни, впервые высказал профессор Крейг Андерсон. Его работы показывали связь между компьютерными играми и негативными эмоциями. Однако исследования Андерсона вызывают много критики. Например, доказано, что внешняя среда и условия воспитания влияет на детскую жестокость гораздо больше, чем компьютерные игры.
Эксперимент в университете Иллинойса показал, что игры и агрессия не связаны напрямую.
В ходе исследования 275 студентов-мужчин случайным образом распределили для участия в шутере от первого лица, который был модифицирован так, чтобы быть либо более жестоким, либо менее жестоким, а также различался по уровню сложности.
После игровой сессии участников намеренно провоцировали на агрессию. Однако ни уровень жестокости игры, ни её сложность не оказали влияния на поведение. Уровень тестостерона, отвечающий за агрессивные проявления, также не изменился.
Российские ученые проанализировали различные научные работы на тему связи компьютерных игр и когнитивных способностей учеников. Вот лишь некоторые выводы:
Кроме того, развитие такого направления как обучающие, или «серьезные игры», полностью опровергают мнение. Исследования показывают, что их эффект превосходит эффект традиционных обучающих методов.
Тут важно помнить, что у компьютерных игр есть десятки жанров и сотни поджанров. Да, иногда геймплей включает азартные элементы: системы достижений, лутбоксы и т. п. Но это не говорит о вреде гейминга в целом. Как любое дело или увлечение, его важно дозировать. И конечно, уделять внимание тому, во что именно играет ребенок.
Тут польза компьютерных игр очевидна. Многопользовательские игры требуют от игроков слаженного взаимодействия. В онлайн-RPG участники создают кланы, общаются и решают совместные задачи.
Без нее не обходится ни одна современная развивающая игра. Через игровые механики и решение задач запускаются скрытые резервы мозга.
Невозможно научиться достойно проигрывать, не проигрывая. Гейминг показывает, что нет поводов сдаваться: всегда есть новые варианты, чтобы заканчивать начатые проекты, договариваться с людьми и т. д.
Играя в игры, можно учить историю, осваивать физику и другие науки. Например, В Civilization V есть большая внутренняя энциклопедия. Проходя игру за конкретную цивилизацию, игрок может узнать больше про фараона Рамзеса, древних ацтеков и пр. Есть справки и по конкретным изобретениям и строениям: компас, Александрийский маяк и т. д.
В играх Kerbal Space Program, Orbiter и Children of dead Earth реализована физика движения в космосе. Здесь нельзя просто сказать «полный вперёд», нажать кнопку и полететь. Придётся разбираться с тем, как работает орбитальное движение, изучать законы Ньютона и Кеплера.
Ребята, увлекаясь играми и технологиями, начинают изучать языки программирования и робототехнику. При этом знание технологий уже вошло в десятку самых перспективных навыков для будущего по мнению Всемирного Экономического Форума.
Однажды ребенок, увлекающийся видеоиграми, захочет узнать, как это работает. И тогда перед ним откроются новые горизонты.
На курсах программирования и разработки игр в онлайн-школе Стартория дети идут от идеи к воплощению.
На занятиях ребята сами придумывают сюжеты для своих игр. Яркий пример — игра-платформер «Дерево снов» от ученицы Вероники.
При желании ученик может не только запрограммировать, но и самостоятельно отрисовать свою первую игру. Так сделал Рома на курсе по созданию игр на языке Scratch 3.
В финале обучения ребята создают групповые проекты. Каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, а важные решения принимаются сообща.
Вот пример совместного проекта от учеников из групп по созданию игр на Unreal Engine и по 3D-моделированию.