Когда я училась в школе, наша программа строилась по методике педагога-новатора Виктора Шаталова — мы запоминали схемы, учили опорные конспекты. А к выпуску — в конце 90-х — в расписании вдруг появились философия и этикет вместо привычных уроков труда. Это были интересные нововведения, но они исходили сверху — от администрации, от педагогов, от системы. Сегодня всё иначе.
Нейросети, как тихие партизаны, уже проникли в школы, в кружки, на домашние компьютеры — и меняют подход к обучению изнутри. Их нельзя отменить приказом или заменить — они становятся полноценными участниками образовательного процесса.
Кто кого теперь учит: человек — нейросеть или наоборот? Как будет выглядеть школа будущего, где у каждого ученика есть ИИ-помощник? И сможем ли мы, взрослые, сохранить контроль над знаниями ребенка в этой новой реальности?
Источники: обложка, картинка выше.
Все опрошенные Старторией преподаватели подтвердили, что пользуются нейросетями при подготовке к занятиям.
По словам Ольги Песковой, профессора факультета креативных индустрий Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, алгоритмы помогают преподавателям находить лучшие практики, интересные кейсы и адаптировать материалы.
«Можно за короткий промежуток времени проанализировать данные на всех языках — английском, китайском, испанском и др. А для верификации данных получить доступ к источникам. Очень высоко оцениваю способность ИИ обрабатывать большие массивы информации — научные статьи, книги, презентации, а также записи лекций, экспертных интервью, сессий вопросов и ответов, мозговых и креативных штурмов для того, чтобы выделить главное и выдать резюме», — подчеркнула она.
«Я использовал нейросети для генерации первичных образовательных планов, поиска интересных фактов и для вдохновения, — рассказал Филипп Щербанич, член экспертного совета в университете ИТМО, эксперт и ментор в AI Talent Hub. — Если говорить отдельно об учебном плане, то хочу упомянуть технологии, которые адаптируют его в зависимости от успеваемости и характеристик студента — проекты SchoolAI, lessonplans.ai или MagicSchool».
Практика показывает, что возможности использования нейросетей онлайн шире, чем кажется на первый взгляд. Как поделилась Светлана Видакас, лауреат конкурса «Учитель года России 2019», «Цифровой педагог» в 2019 году по версии ВКонтакте, учителя, например, создают чат-ботов в образах исторических личностей, чтобы оживить уроки.
«Адаптивные симуляторы позволяют ИИ моделировать химические эксперименты или физические процессы. А один знакомый учитель литературы использует нейросети для генерации альтернативных версий классических произведений, чтобы ученики могли сравнивать их с оригиналами и обсуждать авторский замысел. Но использование нейросетей педагогами в постоянной работе — это обычно исключение, чем правило», — заявила она.
«ChatGPT помогает преподавателям создавать учебные материалы и проверять знания. В некоторых вузах Австралии и США отмечают положительную динамику: ИИ помогает структурировать лекции, генерировать тестовые задания и оценивать работы студентов. Ученики используют ИИ для подготовки к экзаменам. Это при условии правильного применения снижает стресс и улучшает результаты», — полагает Евгений Сенцов, руководитель отдела продаж и EdTech-стратегий в Smart Space Lab.
И если, говоря о своей деятельности, педагоги подчеркивают несомненную пользу нейросетей, то в оценке взаимодействия учащихся и ИИ они не так категоричны.
По словам Ванды Арутюнян, доцента кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, практически все студенты используют ИИ.
«Справедливо ли это? Нет. Почему? Потому что студенты в отличие от преподавателей не могут остановиться и откровенно злоупотребляют использованием «чудо-помощника». Представим, что ИИ используют студенты гуманитарного направления. Что получим при выпуске? «Специалистов», которые гуманитариями по сути не являются. Их правильнее назвать почетными «переписывальщиками», — уверена она.
Более 40% поступивших в вузы России используют технологии искусственного интеллекта в учебе. Об этом рассказали в Российском союзе ректоров со ссылкой на исследование НИУ ВШЭ.
При этом 52% студентов готовы доверить ИИ подготовку материалов для проверки преподавателем.
Популярные инструменты среди студентов: YandexGPT (54%), Telegram-боты (47%), Шедеврум (35%).
Впрочем, студенты находят более креативные способы использовать нейросети, чем написание рефератов и эссе.
«Вспомнился пример, связанный с образовательным процессом (но не с получением информации). Студент использовал ИИ-инструмент, имитирующий зрительный контакт с преподавателем во время онлайн-экзамена — а на самом деле незаметно читал ответ с бумажки. Самое забавное, что у него все получилось!», — рассказал Филипп Щербанич.
В цифрах статистики и своих наблюдениях педагоги видят тревожные звоночки. Часто с помощью ИИ выполнение домашнего задания превращается в простую «упаковку контента». В результате снижается способность к обучению, критическому осмыслению информации, не образуются новые нейронные связи.
«Если человека отправить в космос на полгода, он по возвращении не сможет ходить — мышечный корсет не выдерживает нагрузок. Боюсь, что это может стать метафорой нашего излишнего доверия к нейросетям и даже злоупотребления ими», — считает Ольга Пескова.
«Если школьники или студенты будут лезть за любой информацией в ChatGPT, у них пропадет мотивация что-либо изучать», — резюмирует он.
При этом опросы выявляют зависимость использования ИИ от успеваемости учащегося.
Меньше всего используют нейросети в учебных целях отличники. Чаще всего — студенты, которые успешно справляются с обучением, но не являются отличниками. В группе риска — троечники. Дело в том, что эффективность работы в нейросетях зависит от промпта, обученности алгоритма по конкретной теме и критической оценки результата. То есть если у студента недостаточно знаний, то и проверить материалы он вряд ли сможет.
«Давайте будем объективными: мы живем в эпоху цифровой революции», — говорит Тимур Меджидов, руководитель отдела спецпроектов ТАСС, лауреат премии «Золотое перо России».
«Разумеется, пока речь идет о визионерских опытах, однако результаты уже проливают свет на ближайшее профессиональное будущее, — продолжает Тимур Меджидов. — Поэтому наш единственный способ не остаться сброшенными с корабля современности — самим вписаться в этот крутой поворот. Не отрицать научно-технический прогресс, не бурчать а-ля «раньше без них обходились, поэтому и впредь проживем», а самим осваивать модели ИИ и учить подрастающее поколение ими пользоваться».
Но на этом пути не все так гладко.
Светлана Видакас рассказала, что в рамках Всероссийского проекта «Цифровые навыки» педагогов из разных регионов России обучают возможностям нейросетей.
«Практика показывает, что не более 20-30% педагогов используют нейросети. При этом, порядка 80% школьников средней и старшей школы используют их хотя бы раз в неделю для пересказа текстов или видео, решения задач и составления конспектов. И это создает своего рода парадокс: дети осваивают технологии быстрее, чем система образования успевает адаптироваться», — рассказала Светлана Видакас.
По мнению Ванды Арутюнян, можно использовать ИИ без вреда для качества образования. ИИ обладает ресурсами для поиска и организации информации. Он прекрасно обрабатывает данные для семинарских заданий, научных статей и т.п. Нейросети лучше чем человек справляются с проверкой грамматики и стиля. Вопрос в том, как именно человек будет использовать эти возможности.
«Нейросети — «двустороннее зеркало», отражающее как амбиции, так и лень человека. Их роль в образовании зависит не столько от технологий, сколько от того, как мы их применяем. Ключевой вызов для педагогов в том, чтобы научить школьников использовать ИИ как трамплин для глубокого анализа, а не как костыль для поверхностных решений», — говорит Светлана Видакас и резюмирует:
Недавно группа ученых из Китая провела обзор научных исследований, в рамках которого было проанализировано влияние ChatGPT на учебный процесс.
Учёные проанализировали 69 исследований, в которых рассматривалось влияние ChatGPT на учебный процесс в разных сферах образования, начиная от начальной школы и заканчивая университетами. Были охвачены различные дисциплины, такие как лингвистика, программирование и медицина.
Многие исследования демонстрировали, что использование ChatGPT может действительно улучшить успеваемость учащихся. Авторы предполагают, что этому способствует персонализация учебного процесса, доступ к информации и множеству точек зрения, а также возможность глубже взаимодействовать с материалом. Например, ChatGPT может предложить дополнительные объяснения, подсказки и рекомендации.
Интересно, что исследование, проведенное учеными из США и Венгрии, показало, что старшеклассники, использующие ChatGPT, показывают лучшие результаты на математических тестах, чем те, кто не применяет этот инструмент.
Однако, когда доступ к нейросети был ограничен, результаты учеников, использовавших ChatGPT, стали хуже, чем у тех, кто не пользовался ботом вовсе. Это может свидетельствовать о том, что регулярное использование ИИ снижает когнитивные усилия студентов.