Мораль сей басни такова… Чему учат современные мультфильмы?

2 декабря 2024

«Если меня спросят, почему у меня столько комплексов и страхов, я покажу им мультики моего детства». Далее идут картинки — «Ёжик в тумане», Громозека из «Тайны третьей планеты», говорящая рыба Ереванской студии мультипликации и т. д.

Известный зумерский мем про «психологические травмы» — смешная шутка лишь отчасти. Доказано: медиаконтент формирует не только чувство прекрасного, но и мировоззрение ребёнка. Поэтому современные родители стараются фильтровать то, что смотрят их дети. Благо, им есть из чего выбирать.

Появились ремейки советских сказок и новые истории с запоминающимися персонажами, которые учат молодых зрителей доброте, заботе о близких, патриотизму и другим моральным ценностям. О том, как детский контент определяет ценности нового поколения, — в нашей статье.

Полина Борисова
Контент-принцесса Стартории
Мультфильм как воспитатель

Центр социального проектирования «Платформа» совместно с Национальной Медиа Группой провёл исследование о том, как контент влияет на детей.

Согласно исследованию, 68% опрошенных родителей ожидают от детского контента, что он будет «целенаправленно воспитывать детей, закладывать и развивать важные ценности, давать образцы поведения». 76% согласились, что контент выполняет заданную функцию, то есть оказывает влияние на характер и внутренний мир ребёнка, а не просто развлекает.

Судя по отзывам, родителям важна идея мультфильма или фильма. Половина опрошенных хотели бы, чтобы медиаконтент учил семейным отношениям и доброте. Сострадание к близким и здоровый образ жизни набрали практически равное количество голосов — 34% и 33% соответственно. Самореализация, патриотизм и забота об окружающей среде разделили третье место в рейтинге ценностных установок, которые родители хотели бы прививать детям.

А вот по поводу важности страны-производителя контента мнения разделились примерно пополам. Одни считают, что отечественные мультфильмы прививают более правильные ценности. Другие — что содержание и посыл детского контента не зависят от национальности создателей.

Какой ты персонаж

У детского контента многоуровневое воздействие. Дети обсуждают мультфильмы с родителями и друзьями, рисуют понравившихся персонажей, поют и танцуют, повторяя за ними движения и слова. Такие действия закрепляют в памяти ребёнка полученные знания. Это важно, потому что, хотя мультики и влияют на поведение ребёнка, родители отмечают, что это кратковременный эффект.

Дети идентифицируют себя с теми героями мультфильмов, которые совпадают с ними по возрасту и гендерной принадлежности. Это обусловлено тем, что детям близки и понятны переживания, интересы и занятия сверстников.

Елена Белинская, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова говорит:

«У Маяковского в поэме «Хорошо!» есть строчки про юношу, который решает, «сделать бы жизнь с кого». Вот эта необходимость с кем-то или чем-то идентифицироваться — классическая особенность возраста. В ранней юности мы ищем людей, которые помогают нам в формировании индивидуального мировоззрения, персональных ценностей, Я-концепции».

Например, младшие персонажи по сюжету обычно находятся в безопасной и защищённой среде. Это дарит маленьким зрителям чувство комфорта.

По итогам опроса «Платформы» и Национальной Медиа Группы самыми привлекательными для детей (до 13 лет) персонажами из медиаконтента стали волшебные существа, животные и домашние питомцы. Ребята назвали любимчиками Машу и Медведя, Фиксиков, Смешариков и персонажей мультфильма «Три кота».

Дети школьного возраста (13–15 лет) предпочли героев постарше. Например, образы подростков из популярного сериала «Слово пацана».

При этом дети постарше могут мыслить критически и релевантно интерпретировать смыслы. Но если человек посмотрит бандитский фильм или сериал, это вовсе не означает, что он обязательно пойдёт «по кривой дорожке».

Родителям всё же следует обсуждать посылы тех или иных фильмов, особенно непредназначенных для просмотра несовершеннолетними. Скорее, тут уместнее говорить о дискуссии, а не о назидательности.

Дети отчётливо разделяют экранные образы и реальные мотивы поведения живых людей.

«Примерно 30% опрошенных подростков выбирали себе за образец каких-то конкретных людей из ближайшего окружения. То есть не абстрактных персонажей, не публичные фигуры, не звёзд шоу-бизнеса. Их идеал — человек из сферы непосредственного общения», — рассказывает Елена Белинская.

Родители предлагают, ребенок выбирает

Ограничить доступ к неприемлемому контенту просто: на стриминговых платформах — детский режим, на компьютерах — родительский контроль, блокирующий сайты 18+. С подростками сложнее: они умеют обходить блокировки и знают, где посмотреть запрещённое. Выход в том, чтобы предложить взрослеющему ребёнку самому выбирать, что интересно. Это не только фильмы и сериалы, но и видеоблоги, аниме и т. д.

Изучите афиши стриминговых сервисов и описания фильмов, спросите у самого ребёнка, что ему нравится, какие жанры и актёры у него любимые. Предложите компромиссные варианты и позвольте ребёнку выбрать — так вы сможете хотя бы частично контролировать влияние медиаконтента на ценностные установки ребёнка.

А вы знаете, какие мультики и фильмы смотрит ваш ребёнок?

Автор статьи: Полина Борисова
Полина Борисова
Контент-принцесса Стартории

Читайте также

Хочу быть в теме!
Статьи нашего блога — у вас в почте (рассылка один раз в неделю) или Telegram. Выбирайте, как вам удобнее, и подписывайтесь.
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Даю согласие на обработку персональных данных.