Оценки — привычная часть школьной жизни. Для родителей они часто становятся главным ориентиром в понимании того, как ребёнок усваивает материал. А для школьников — источником стресса и давления. Но действительно ли «пятёрка» означает глубокое понимание, а «двойка» — полное незнание?
Учителя используют баллы как универсальный индикатор уровня знаний. Но важно помнить: за низкой отметкой может стоять не только недостаток знаний. Это может быть результат волнения, непонимания формулировок, усталости или индивидуальных особенностей восприятия.
Цифры в дневнике часто не учитывают творческий подход или усилия ученика. Они фиксируют результат, но не процесс. Поэтому, помимо оценок, необходима обратная связь в словах.
Можно ли оценивать обучение не только по пятёркам и тройкам, но и по тому, как ребёнок думает, задаёт вопросы и решает задачи?
Есть ещё один пункт, который держится на тонкой грани объективности: проверка как обратная связь. Да, она не словесная, но всё же есть. «Пятёрка» — молодец, ты постарался и усвоил материал, «тройка» — тема хромает. В некоторых случаях учителя оставляют комментарии в тетрадях учеников.
«Кто придёт на субботник — пятёрка по биологии». «Минус балл за поведение!» Помните подобное из школьной практики?
Да, бывают случаи, когда ставят «неуд» не за отсутствие знаний, а за личное отношение. Или пятёрку — за прополотые сорняки на пришкольной клумбе. Очевидно, что объективность оценки знаний тут ни при чём.
«Когда я изменяла систему оценивания, я делала это, чтобы изменить поведение моих учеников, точно так же, как я даю лакомства моим собакам, чтобы они пошли на своё место. Учителя, и я в том числе, защищали такие меры тем, что они совершаются „ради блага самих учеников“. Самая идея заключалась в том, что мы можем заставить студентов сделать что-то хорошее для них же», — говорит американская учительница Дженниффер Хёрли в статье «Почему я должна была перестать выставлять оценки или перестать преподавать вообще».
Когда главной мотивацией становится страх — перед наказанием, перед «двойкой», перед разочарованием родителей — школьник начинает жить в постоянном напряжении. А если за низкими оценками не следует поддержка, интерес к учёбе постепенно угасает.
Всё чаще в контексте этой темы говорят о формирующем оценивании — подходе, при котором акцент смещается с отметки на обратную связь. Учитель помогает ребёнку понять, в чём он силён, где может улучшиться и как это сделать.
То есть оцениваются не только знания, но и сам процесс обучения. Учитель делает разбор: какие ошибки были допущены, как можно улучшить результат, что получилось хорошо.
Оценки могут использоваться, но не являются основным инструментом — они скорее дополняют процесс и помогают ученику. Масштабные исследования, включая метаанализ Джона Хетти, подтверждают, что такая система — один из самых эффективных способов повысить успеваемость.
Кроме того, формирующее оценивание развивает метапредметные навыки: самостоятельность, умение анализировать свои действия и корректировать их, способность критически мыслить и не зависеть от внешней оценки.
Безотметочное обучение — это подход, который помогает уйти от формального выставления баллов и сосредоточиться на реальном понимании ребёнка. Его цель — не просто заменить оценки комментариями, а выстроить более поддерживающую и осмысленную систему обучения. Ту, в которой важен не результат ради пятёрки, а путь, прогресс и обратная связь.
В российских школах практика безотметочного обучения в начальных классах поддерживается на федеральном уровне и регламентируется официальными документами.
Только ожидание «плохой» оценки. Исследования показывают, что 44% школьников испытывают волнение перед контрольными.
«Оценивать нужно не подростка, а ситуацию, в которой он оказался. „Двойка“ — это не показатель того, что ребёнок плохой. „Двойка“ — это ситуация, где произошёл „сбой“, и его нужно проанализировать. Ребёнок мог переволноваться или просто быть подавленным», — говорит психолог Лариса Окулик.
Как бы ни критиковали существующую систему баллов, объективность такова, что оценка — главный показатель успеха в школе.
Поэтому только семья может дать ребёнку пространство для осмысления собственных неудач и не превращать отметки в предмет давления. Поддержка, доверие и искренний разговор о том, зачем «мне все эти уроки», — куда более эффективны, чем сравнения и завышенные ожидания. Потому что цель — не пятёрка ради пятёрки, а интерес и внутренний рост ребёнка.