Говорят, что родительство — это марафон без финишной черты. Именно поэтому родительское выгорание — не миф и не каприз. Это состояние, в котором физическое и эмоциональное истощение делает самые привычные родительские обязанности невыносимыми. Когда раздражение становится постоянным фоном, а радость от общения с ребенком редким гостем, стоит задуматься, как помочь себе.
По каким признакам можно вовремя отследить у себя родительское выгорание, почему это критическое состояние вообще возникает и, главное, какие конкретные шаги помогут восстановить силы и вернуть удовольствие от жизни с детьми — обо всем этом мы поговорили с ведущими блога «Обнимемся, сестра» — Ксенией Ягодиной и Марией Климовой.
Они не только профессиональные психологи, но и мамы. В блоге они рассказывают, как родителям найти баланс между заботой о детях и собой, как поддерживать без давления и сохранить доверительные отношения в семье.
Ксения Ягодина и Мария Климова за работой
— Часто говорят: «Чтобы помочь ребенку, сначала нужно помочь себе». Какие простые, но действенные способы восстановления вы рекомендуете?
(Ксения) — Одна из главных причин родительского выгорания — постоянное нарушение границ. И важно эти границы установить. Устают зачастую оба родителя, но выгорание все же встречается чаще у женщин. Поэтому мы говорим о мамах, хотя способы универсальные.
— Как ваш профессиональный опыт психологов помогает вам в воспитании собственных детей?
(Ксения) — Опыт старшей сестры в многодетной семье и знания по семейной психологии помогают понять закономерности отношений моих детей друг с другом. Например, не делаю трагедии из их ссор: знаю, что они помирятся! Знания педагогической психологии помогают мне поддерживать детей в выборе их образовательной траектории и не навязывать то, что им не подходит.
Выживать с подростками ежедневно помогают методы саморегуляции, которыми я владею как DBT-терапевт (специалист, который учит управлять эмоциями, снижать стресс, справляться с импульсивным поведением и выстраивать здоровые отношения — прим. ред.). И вижу, что эти же способы перенимают и начинают использовать мои дети в стрессовых ситуациях. Например, наблюдать за дыханием, чтобы вернуть концентрацию.
(Мария) — Я была единственным ребенком и до рождения детей вообще не имела дела с младенцами. Так что именно образование выручало. Например, в спорах с бабушками: когда они считали, что я «ращу монстра!», объясняла, что это просто кризис трех лет и он пройдет. Глядя на 20-летнюю выросшую дочь, убеждаюсь в этом.
Диплом специального психолога неожиданно пригодился мне со средней дочерью. Она родилась без многих фаланг пальцев, и я хорошо понимала, как формировать ее самооценку. Работая с Ксенией над проектом, я научилась методам саморегуляции и даже смогла передать их своей первокласснице. Перед сном она сама просит «понапрягать ручки-ножки» — сделать парную мышечную релаксацию.
— Как родителям лучше понимать подростков и сохранять с ними доверительные отношения?
(Ксения) — Подросткового возраста родители часто боятся. Триггерами могут оказываться совсем не те вещи, которых они ожидали. Наши дети отличаются от нас, и это вызывает эмоции. Книжки про особенности современных подростков помогают понять нюансы.
Уважение и готовность слушать без осуждения — то, что всегда помогает, но сложно дается родителям. Это напряжение можно снизить, общаясь с другими родителями; вы увидите, что идеальных семей не существует. Читатели нашего блога тоже благодарят за ощущение: «Мы такие не одни!».
— По вашим наблюдениям, какие основные ошибки совершают родители, пытаясь помочь детям справиться со стрессом, учебой и экзаменами?
(Ксения) — Обесценивать эмоции, например, говорить: «Не переживай!».
Приводить в пример себя или других детей.
Не учитывать образовательные возможности и потребности собственного ребенка, отталкиваясь от собственных ожиданий, а не от реальности.
Чрезмерно контролировать и давить на ребенка. В корне этого часто кроется собственная тревога родителей. Если ее снизить, отношения (и учебные результаты) могут улучшиться.
Не поддерживать то, к чему ребенок мотивирован, называя это ерундой. На долгой дистанции сформированная учебная мотивация гораздо важнее текущих отметок. А она развивается только через интерес.
Ругать за провалы и игнорировать сильные эмоции ребенка. В первую очередь детям от родителей нужна поддержка. Разбор полетов можно отложить.
— Вы совмещаете профессию психолога, ведение блога, родительство и другие проекты. Как вам удается находить баланс?
(Ксения) — Я одна ращу двоих подростков, работаю в школе, веду частную практику как психолог, занимаюсь проектом «Обнимемся, сестра!» (ведение блога, написание курсов как методист). Нагрузка большая.
Мне помогает вставленное в расписание время на спорт и релаксацию в обязательном порядке. Железные выходные без работы — это время заряжающего меня общения с семьей и близкими. Внимательно слежу за своим психологическим состоянием.
Поддерживают супервизии и интервизии — обсуждения с коллегами позволяют не выгорать. Я внимательна к своему здоровью и научилась вовремя уходить на больничные без геройства. У меня налаженный режим сна и питания.
(Мария) — Я многодетная мама, работаю в школе маркетологом, веду блог и занимаюсь операционной частью проекта, написанием курсов. Логистику с младшим школьником во многом забрал муж и старшие дети. Год назад я заставила себя пойти в тренажерный зал и стараюсь не пропускать тренировки.
Моя отдушина — книжные клубы, в которых нашлись и новые подруги, и масса удовольствия от бурных обсуждений. На одном из обучений я нашла «бадди», с которой мы созваниваемся специально, чтобы поныть друг другу и получить поддержку.
— Ваши дети растут и меняются, а вместе с ними, вероятно, меняется и ваш взгляд на воспитание. Есть ли какие-то убеждения, которые вы пересмотрели за последние годы?
(Ксения) — Само по себе материнство и отношения с детьми для меня не сложно. Тяжелее все то, что приходится делать одной. Мне повезло с родителями, я многое у них переняла, и это не меняется.
Гибкость была у меня всегда: у меня два брата, меня уже мало чем можно удивить. Единственное, чему я училась взрослой, это эмоциональной регуляции — и очень пригодилось в сложные периоды нашей семьи.
(Мария) — Внимание к своему ресурсу сильно поменяло меня как маму. У моего третьего ребенка совсем другие впечатления от меня, чем у старшего. Постепенно я научилась учитывать возрастные особенности детей. Например, заворачивать какие-то дела в сюжетно-ролевую игру, а не пытаться в лоб добиться их выполнения с руганью и наказаниями.
— Родительское выгорание. Какие признаки указывают на то, что родитель уже на грани?
— Есть ли у вас личные способы борьбы со стрессом и усталостью, которые помогли вам, когда ваши дети были маленькими?
(Ксения) — Я спала, когда спали дети. Старалась читать художественные книги. Мне доставляли удовольствие прогулки с детьми, так что я старалась как можно больше гулять. Общение с другими мамами поддерживало.
(Мария) — С третьим ребенком помогло делегирование. На это наконец появились ресурсы. Во втором декрете я обнаружила себя в совсем плохой форме и пошла на психотерапию. Это точно снизило напряжение, которое тянула из детства и представлений об идеальном родительстве.