Представьте себе, перед вами «человек-оркестр». Он умеет играть на ударных инструментах, рисует картины, не прочь поучаствовать в бразильском карнавале или выучить японский язык. При этом он один из самых известных и успешных профессоров физики в мире.
И да, это все о реальном человеке — американском ученом, Нобелевском лауреате по физике Ричарде Фейнмане. Он не раз говорил, что добился таких успехов благодаря своему любопытству и любознательности. О том, почему задавать вопросы — хорошая идея и как развивать любознательность у детей и подростков, в этой статье.
Любопытство и искренний интерес к новым знаниям, согласно исследованиям, помогают учиться и лучше запоминать информацию.
Да и вообще, если вспомнить историю науки, большинство открытий начинались с умения исследователя задавать вопросы.
Впрочем, любознательность — качество, уместное не только в стенах научных лабораторий. Так, московский школьник Андрей Терновский в 2009 году создал ChatRoulette — популярное во всем мире приложение для видеоконференций.
Андрей с детства увлекался IT и программированием, поэтому когда ему пришла идея программы, воплотить ее было несложно. Об этом анонимном рандомизированном видеочате писал американский Forbes. Выкупить приложение предлагали Skype, основатели Twitter и другие крупные инвесторы.
Тренер по нейроэффективности и тайм-менеджменту Анастасия Иванова рассказала Стартории, как любознательность помогает детям и подросткам на практике.
Когда дети задают вопросы, их мозг активно работает, пытаясь установить связи между разрозненными фактами.
Когда ребенок сам ищет ответ или активно участвует в эксперименте, информация запоминается лучше. Для взрослых, кстати, это тоже актуально. Все мы прекрасно знаем, что практика лучше теории.
Когда нашел ответ, узнал новый необычный факт или дошел до важного вывода своим умом — это всегда значимо. Скорее всего, вы сейчас тоже можете легко вспомнить такие случаи из учебы или практики. В мире подростка это еще более значимые события И этот интерес умножается при поддержке родителей.
Работает и обратное. Если при простом проявлении любопытства взрослые начинают твердить поговорку про Варвару и базар, тяга к познанию легко сходит на нет.
Задавая вопросы, дети и подростки учатся общаться, слушать ответы и строить диалоги.
Выберите объект (например, дерево в парке или предмет на столе) и предложите ребенку задать 5 «почему».
Попробуйте представить, что будет, если конкретная деталь в этом мире изменится (например, «Что если все дома будут круглыми?»).
Попросите подростка замечать необычные детали в повседневной жизни и делиться находками.
Предложите изучить интересный факт из энциклопедии или книги, а затем придумать к нему вопросы.
Родители Саши установили дома «коробку вопросов». Каждый вечер мальчик складывал туда записки с вопросами, которые возникали в течение дня. В конце недели вся семья вместе искала ответы — в книгах, интернете или даже у знакомых специалистов.
И тут важно, скорее, не ответ любой ценой, а сформировать установку: задавать себе вопросы — это нормально, искать новую информацию — правильно.
Создать для ребенка среду, где природное любопытство не затухает, а наоборот, расцветает в полную силу — желание многих родителей, считает Анастасия Иванова.
Вот еще несколько полезных техник для развития креативности и логики:
Иногда родителям кажется, что излишняя любознательность ребенка начинает ему мешать. Как понять, когда излишняя любознательность — это позитивная и полезная черта, а когда уже возможный симптом синдрома дефицита внимания? Разбираемся на примерах.
Позитивная любознательность. Ребенок внимательно слушает, когда ему рассказывают про планеты. Затем задает вопросы о Солнечной системе и даже пытается нарисовать схему.
Симптом дефицита внимания. Тот же интерес к планетам может проявляться хаотично: ребенок задает вопрос, но не дожидается ответа, постоянно меняет тему и перебивает.
Если любознательность сопровождается явными трудностями в обучении, концентрации или социальном взаимодействии, это повод проконсультироваться с психологом или педагогом.
Развивайте в ребенке креативное мышление и стремление к новым знаниям каждый день, и вы увидите результат. Как минимум вашему школьнику станет проще в учебе и в общении с окружающими.