По разным оценкам, в мире от 2% до 5% одаренных детей. Однако эти данные учитывают только тех, кто уже проявил несомненные способности и добился успеха. Однако одаренность детей — не набор уникальных способностей, а комплексный процесс. Здесь играют роль не только интеллектуальные или творческие навыки, но и способность решать сложные задачи, инициативность, стремление к саморазвитию.
Одаренность проявляется в разных сферах — от науки и искусства до спорта и технологий. Исследователи уверены, что истинная одаренность — не врожденная. Она в немалой степени зависит от условий, в которых развивается ребенок, и от поддержки, которую он получает.
Не обязательно каждый ребенок станет в будущем гениальным ученым или олимпийским чемпионом. Но у каждого есть шанс добиться немалых успехов в той сфере, которую выберет.
Это относится не только к тем детям, которых называет «одаренными» общество, но и к тем, чьи таланты могут быть неочевидны на первый взгляд.
При этом важно поощрять стремления ребенка, учить его преодолевать трудности, искать нестандартные решения, развивать критическое мышление и учиться на ошибках.
Стоит учесть, что комфортная среда — это не только доступ к обучению, но и поддержка в моменты неудач, признание важности ошибок на пути к успеху, развитие внутренней мотивации и уверенности в себе.
Объяснить, что такое одаренность и как ее можно развивать, пытаются несколько известных специалистов.
Профессор Гарвардского университета Говард Гарднер в своей теории множественных интеллектов, разработанной еще в 1983 году, утверждает, что одаренность не измеряется традиционным показателем IQ. Классические тесты позволяют отобразить только логико-математический, вербальный и визуально-пространственный интеллект.
Гарднер выделяет восемь типов интеллекта: визуально-пространственный, лингвистический, музыкальный, межличностный, внутриличностный, натуралистический, телесно-кинестетический, логико-математический.
Американский психолог Роберт Стернберг предложил теорию триархического интеллекта. Согласно этой теории, интеллект делится на аналитический, творческий и практический интеллект, а успешность человека зависит от того, как он комбинирует эти три вида интеллекта.
Все большее число исследователей и педагогов сходятся во мнении, что одаренность — это не только врожденный дар, но и навык. Работа с одаренными детьми необходима — потому что без труда никакой талант не раскроется.
В частности, психолог Кэрол Дуэк, автор теории «гибкого сознания», утверждает, что дети, которые растут в атмосфере «потенциала роста», становятся более успешными.
Интересно, что нейробиологические исследования одаренности показывают, что одаренный ребенок отличается от сверстников: в частности, у таких детей больше внутричерепной объем мозга, объем белого вещества и площадь поверхности коры. При выполнении заданий они задействуют больше регионов мозга, чем сверстники, и чаще переключаются между активацией различных нейронных сетей.
Однако эти исследования не дают информации о том, родились ли одаренные дети с такими нейробиологическими характеристиками — или их мозг сформировался под воздействием среды.
Если взглянуть на истории одаренных детей, становится ясно: во многом их успех — заслуга родителей.
Ярким примером того, как поддержка взрослых помогает раскрыться одаренности ребенка, является история 13-летнего Саши Кравченко. Самым юным программистом России его признали в 8 лет. При этом основы программирования он освоил сам, благодаря открытым курсам и онлайн-ресурсам.
Родители мальчика поддерживали его, одобряли интерес к знаниям и помогали с доступом к образовательным материалам. Мать мальчика не раз делилась с журналистами принципами воспитания одаренных детей:
Другой пример — знаменитые шахматистки сестры Полгар. Отец девушек, педагог и психолог Ласло Полгар, придерживался мнения, что каждый человек может стать мастером в том, чему его обучат. Теория «выращивания талантов» описывается в его книге «Как воспитать гения».
Полгар учил дочерей игре в шахматы с раннего возраста, и все три сестры Полгар стали признанными мировыми шахматистками. Например, одна из них, Юдит Полгар — единственная шахматистка в истории, достигшая рейтинга 2700. Несколько лет она удерживала титул самого молодого гроссмейстера в мире.
Чтобы помочь раскрыть потенциал ребенка, важно не только поощрять его увлечения, но и создать благоприятную атмосферу для развития. Сюда входят создание условий для самостоятельности, поддержание интереса к исследованию и поиску нового, а также содействие развитию критического мышления.
Главная ошибка, которую могут совершить родители — чрезмерное давление. Это прямой путь к боязни ошибок и потери интереса к занятию. Психологи советуют избегать давления на детей и подростков и фокусироваться на поощрении и одобрении.
Еще одна ошибка — отсутствие поддержки в моменты неудач. Одаренность раскрывается не только в успехах, но и в умении справляться с трудностями.
Как рассказала Стартории Татьяна Новосельцева, частный преподаватель, на пути к выдающимся результатам главное — поддержка родителей.
«Я готовлю детей к ЕГЭ с 2008 года и часто вижу, как успеха добиваются те, кого считали неспособными. Один из учеников выбрал ЕГЭ по истории и обществознанию, чтобы поступить на юрфак. В школе в него не верили: «Он не сдаст, подумайте о других вариантах», «выберите другой профиль, по истории он не пройдет даже порог». Учитель истории и обществознания откровенно насмехался. Но родители поддержали сына, забрав на семейное обучение. Результат — 93 балла по истории, победа на олимпиаде по обществознанию и поступление на бюджет на факультет права Высшей школы экономики в Москве», — рассказала она.
Талант — не привилегия избранных, а качество, которое может развить каждый ребенок. Задача — создать условия для этого и поддерживать стремления.
Родитель может начать с малого: позволить ребенку исследовать мир, не ограничивать в поисках новых интересов и увлечений. Главное — верить в его способности и создать среду, в которой он сможет раскрыть потенциал.