«Даня не особенно любил учиться — если что-то не получалось, бросал, говорил «и так сойдет». Никак не удавалось его подтолкнуть. А потом повезло с преподавателем: новый учитель физики имеет привычку комментировать ответы в духе «не совсем верно, но интересный ход мысли» — а потом подробно рассказывать, в какой момент мысль повернула не туда. Когда Даня обнаружил, что даже неправильный ответ может вызывать интерес учителя, а не «садись, два», в нем проснулось желание докапываться до правильных ответов. Теперь подход к учебе у нас совсем другой».
Эта история Людмилы, мамы 15-летнего Даниила про то, что там, где один видит проблему, другой видит возможность. А если перейти на язык психологии, что это про два вида мышления: фиксированное и мышление роста.
В новом году нас всех ждут новые задачи и новые трудности — или, правильнее сказать, вызовы, которые помогут перейти на следующий уровень. Это тоже пример восприятия задачи через мышление роста. Звучит сложновато? Рассказываем, что такое мышление роста, почему с ним и над ним важно работать и как помочь детям освоить этот навык.
Концепция «мышления роста» (growth mindset) заключается в том, что способности и интеллект можно развивать и совершенствовать благодаря усилиям и упорству. При этом любая ситуация рассматривается не как угроза, а как возможность дальнейшего развития. Неудача — важный шаг на пути к успеху, а не повод опускать руки.
Противоположность — фиксированное мышление (fixed mindset). В этом случае человек считает, что его таланты и способности ограничены и неизменны, их рост невозможен. Неудачи с его точки зрения — сигнал прекратить попытки.
Концепцию предложила психолог Кэрол Дуэк в 2006 году. С тех пор она легла в основу множества образовательных и психологических методик.
Другими словами, там, где подросток с фиксированным мышлением попытается решить задачу, не сможет и посчитает, что ему «не дано», подросток с мышлением роста будет искать другие способы решения. В результате ошибки и неудачи дадут ему материал для развития и помогут улучшить результаты.
В одном из исследований, которые проводила Кэрол Дуэк, детям давали решать одинаковые головоломки, но одних хвалили только за правильный результат, а других — за приложенные усилия.
Дети из первой группы на следующем этапе выбирали головоломку попроще, чтобы гарантированно решить ее и получить одобрение. Дети из второй искали более сложные: им доставлял удовольствие не только результат, но и процесс решения.
Это пример фиксированного мышления и мышления роста: поиск путей попроще или стремление к развитию.
Одно из свойств нашего мозга — нейропластичность. В ответ на новые стимулы и новый опыт нервная система изменяется. Так люди получают новые навыки, учат языки, восстанавливают двигательную активность после травм.
Мышление роста тоже задействует это свойство: новый опыт позволяет мозгу приспосабливаться и развиваться.
Благодаря регулярной практике и ошибкам, которые указывают путь к верному решению, подросток не только осваивает предмет, который изучает, но и развивает умственные способности в целом.
Как отмечает преподаватель и маркетолог Андрей Осокин, стоит осваивать параллельно знания из разных областей. Это позволит мозгу искать нетипичные решения задач, обращаясь ко всем накопленным знаниям. Так можно развить гибкость мышления и выработать творческий подход к решению проблем.
Мышление роста позволяет воспринимать неудачи как естественную часть процесса обучения. Это снижает уровень стресса и тревоги, что в свою очередь позволяет улучшить академические результаты. Когда подростки уверены, что способности можно «прокачать», у них есть стимул прикладывать усилия к решению сложных задач.
Подростки с фиксированным мышлением, сталкиваясь с трудностями в учебе или жизни, быстро теряют мотивацию и не пытаются улучшить свои результаты. Любая двойка для них — окончательный вердикт их бесталанности, а неспособность решить задачу — повод поискать готовое решение в интернете.
Одно из исследований, проведенное в 2020–2021 учебных годах в США, задействовало не только учеников, но и преподавателей.
В эксперименте участвовали более 150 учителей, которые вели курсы для поступления в вуз (в основном по математике и естественным наукам). У них занимались 5400 старшеклассников. Учителей за 45 минут познакомили с педагогическими приемами для развития мышления роста. Контрольной группе учителей вместо этого показали другой учебный материал, не связанный с этой темой.
Итоги эксперимента показали: познакомившись с концепцией мышления роста, учителя передавали ее ученикам. В результате успеваемость на подготовительных курсах выросла. Причем в классах, где занимались ученики из малообеспеченных семей, эффект оказался заметнее.
В среднем доля школьников, которые успешно прошли курс, в экспериментальной группе оказалась на 3,6% выше, чем в контрольной, а среди учеников из малообеспеченных семей — на 6,3%.
Вместо того чтобы фокусироваться на неудачах, помогите подростку понять, что ошибки — это шаг к успеху. Например, если не получается решить задачу по алгебре, подумайте, к кому можно обратиться за помощью, с помощью каких онлайн-ресурсов можно подтянуть знания.
Признавайте старания ребенка, помогите ему понять, что процесс важен не меньше, чем результат. Покажите, какой путь он уже прошел. Например, первые рисунки и те картины, которые он уже рисует. Или ошибки в простых примерах и те сложные задачи, которые сейчас ему поддаются, как орешки.
Мотивируйте подростка не только на результат, но и на удовольствие от самого процесса.
Педагоги советуют родителям подростков использовать приемы, которые помогают развить мышление роста. В частности:
Книги, которые могут быть интересны по этой теме.
«Мышление роста» Кэрол Дуэк поможет не только подросткам, но и родителям понять основы этого подхода
«Думай медленно… решай быстро» нобелевского лауреата Дэниела Канемана научит принимать обоснованные решения, понимать процессы мышления, избегать ошибок восприятия.
«Тонкое искусство пофигизма» Марка Мэнсона покажет правильное отношение к ошибкам — и поможет на них учиться.
И в завершении статьи — результаты еще одного эксперимента.
Студентам дали сложный тест. После теста всех участников похвалили, но по-разному.
Группе 1 сказали: «Сразу видно, что ты хорош/талантлив в этом».
Группе 2 сказали: «Сразу видно, как много ты занимался».
Затем тем же студентам дали второй тест. Первые выполнили новый тест на 20% хуже. Вторые выполнили новый тест на 30% лучше.
В чем тут дело? Похвала в форме «Ты хорош в этом» воодушевила молодых людей и тут же поставила на стоп всю их мотивацию к учебе. Действительно, зачем стараться, если ты и так талант.
И наоборот. Похвала в форме «Ты много занимался» воодушевляет и показывает, чего ты можешь добиться умом и стараниями.
Мышление роста — это подарок, который родители могут дать ребенку. Оно поможет справляться с трудностями, учиться на ошибках и достигать большего. Создавая поддерживающую среду и настраивая ребенка на развитие, вы способствуете его личностному росту и даёте ему ключ к успеху в учебе и жизни.