Вы замечаете, что ребенок перестал с энтузиазмом рассказывать о школе? Домашку делает на автопилоте, а на вопросы отвечает односложно? Возможно, причина проста — ему просто скучно. Но стоит ли сразу паниковать? Или всё же пора действовать?
Если вам кажется, что скучающие на уроках дети — это редкость, то вот вам факт: исследование 2023 года показало, что 71,5% школьников регулярно испытывают скуку. И это не просто капризы — постоянная скука снижает мотивацию, мешает учебе и даже может привести к стрессу и тревожности.
Если материал дается легко, интерес к учебе теряется.
Если ребенок не успевает за программой, он может просто «отключаться» на уроках.
«Причиной скуки иногда становятся личностные проблемы, связанные с низкой самооценкой. Ребенок уверен, что у него все равно ничего не получится, отвлекается от процесса, а поскольку заняться нечем, скучает», — уверена Лариса Окулик, практикующий психолог, коуч по детско-родительским отношениям.
Школьные предметы подаются сухо, без связи с реальной жизнью.
«Иными словами, нет цели. Когда есть вдохновляющая цель, скука просто не успевает поселиться в голове. Вспомните спортсменов — у них всегда есть мотивация. В школе же многим детям не объясняют, зачем им учиться. Для галочки? Для родителей? Это не работает», — считает Ксения Ерошевская, основатель и руководитель центра дополнительного образования «Учись легко!».
Каждый день одно и то же: учебник, тетрадь, доска.
«Дети чувствуют себя изолированными, им не дают активно участвовать в обсуждениях, нет групповых занятий. То есть учеба представляет собой рутину из лекций без вовлечения учеников в процесс. Такая подача материала создает атмосферу однообразия и монотонности. К тому же стоит учитывать особенности каждого ребенка в освоении материала. Одни быстро все схватывают, оперативно решают задачи, а потом ждут, пока другие разберутся с материалом или выполнят задания», — подчеркивает Лариса Окулик.
Если ребенку некомфортно в классе, на учебе это тоже сказывается.
Поговорите с ребенком. Не просто «Как дела в школе?», а уточняйте: «Какой урок был самым скучным? Почему?
«Ситуация: сын или дочь интересуются тем или иным предметом, но слушать его изложение из уст учителя совершенно неинтересно. Такое бывает. В ситуации, когда зарплаты учителей не дотягивают до зарплат курьеров или айтишников, это не редкость. По-прежнему в эту профессию часто идут не по «зову кошелька», а по «зову сердца», но даже самая истая приверженность благородному делу будет давать сбои, если финансы оставляют желать лучшего», — подчеркивает Алексей Харламов, психолог и педагог, магистр психологии.
Наблюдайте. Как ребенок ведет себя после школы? Занят домашними делами или зависает в телефоне?
«Мне часто приходилось видеть способных, с высоким познавательным интересом, школьников, для которых сконцентрироваться на процессе учебы — непосильная задача. Низкая произвольность внимания имеет много причин, и не последняя — цифровая зависимость. Причем уже младших школьников», — продолжает Алексей Харламов.
По его словам, вины детей тут нет. «Частенько родители не хотят «ссориться» с ребенком, и не контролируют время, проводимое им в телефоне. Кто-то, напротив, даже подкидывает ему (сидящему еще в коляске) телефон, лишь бы чадо успокоилось, не плакало и не отвлекало маму или папу. И так далее. Думаю, каждый может привести примеры из собственных наблюдений», — заключает эксперт.
Свяжитесь с учителем. Он может рассказать, что происходит на уроках.
«Если ребёнок спрашивает, зачем ему геометрия, математика или химия — не отделывайтесь фразой «пригодится». Приведите конкретные примеры. Математика? Без неё ни строительства, ни дизайна, ни бизнеса не бывает. Литература? Это не просто книги – это умение анализировать, видеть подтексты, понимать людей. Физика? Всё, что нас окружает — от телефонов до автомобилей – создано благодаря физике», — рассказала Ксения Ерошевская.
Она также советует обратить внимание на окружение. «Если вокруг ребёнка все считают школу скучной обязанностью, ему трудно думать иначе. Найдите примеры увлечённых людей, которые используют знания в жизни», — рекомендует Ксения Ерошевская.
Предложите ребенку выбрать интересные кружки и секции (например, онлайн-программирование в школе Стартория).
Включите в повседневную жизнь больше интересных заданий: пусть попробует написать отзыв на любимый фильм, разберется, как устроены гаджеты, или подсчитает семейный бюджет на месяц.
Если ваш ребенок хорошо разбирается в одном предмете, но терпеть не может другой — это нормально.
Не давите с оценками: важно не «пятерки ради пятерок», а интерес к знаниям.
Если учеба вызывает только стресс, ребенок будет стараться уйти от нее любыми способами.
Сделайте так, чтобы дома можно было обсуждать школьные темы без страха критики.
«Обязательно нужно проверять домашние задания, особенно если ребенок учится в начальных классах. Непонятные моменты объяснять, обсуждать изучаемые темы — это вызовет у школьника не только интерес к учебе, но и ощущение, что он не один на один с проблемой, есть поддержка», — советует Лариса Окулик.
По ее мнению, важно поощрять активное участие ребенка в школьных мероприятиях, кружках, конкурсах и соревнованиях, чтобы он чувствовал себя частью учебного процесса и школьного сообщества. Это мощный мотиватор ходить в школу.
Скука в школе — это не приговор, а сигнал, что что-то идет не так. И в силах родителей помочь ребенку справиться с этим. Главное — не игнорировать проблему и не списывать всё на «просто лень».
А еще — показывать на собственном примере, что учиться можно с интересом. Ведь когда ребенок видит, что родители тоже читают, изучают что-то новое и увлечены своими делами, он понимает: знания — это круто.