Эпоха быстрых новостей и коротких видео познакомила современного человека с понятием клиповое мышление. О нем говорят много. Но что это такое на самом деле? Помогает ли оно адаптироваться к информационному шуму или, наоборот, мешает глубоко погружаться в информацию? И вообще существует ли на самом деле?
Изучили самые распространенные мнения про клиповое мышление и то, какие прогнозы об образованности юного поколения дают исследователи.
Клиповое мышление, или навык воспринимать информацию короткими фрагментами, сменяющими друг друга, как кадры видеоролика — очень неоднозначное явление, о котором в последнее время все больше говорят педагоги и родители школьников. Многие считают этот тип мышления вредной привычкой, которая мешает детям концентрироваться на задачах и успешно осваивать учебную программу.
Такому типу мышлению часто противопоставляют так называемое книжное, или линейное. Оно подразумевает способность глубоко погружаться в сложные темы, структурировать данные и вникать в суть. Люди с таким типом мышления анализируют факты и стремятся разобраться в деталях.
Однако встречается и мнение, что само понятие клипового мышления надумано и является очередной «пугалкой», связанной с глобальной цифровизацией. И отсюда миф №1.
Главный аргумент сторонников теории — термин «клиповое мышление» достаточно размыт и не имеет единого научного определения.
Способность к концентрации и глубина мышления зависят от множества факторов, включая индивидуальные особенности человека, уровень образования и его состояния в момент времени. И тем не менее, даже ярые противники теории клипового мышления признают, что у современного человека формируется новый тип усвоения материала, более подходящей для современной информационной среды.
Как бы то ни было, и в обществе, и в научной среде термин активно применяется, а само явление становится предметом пристального изучения.
Подросткам, привыкшим к быстрой смене контента, сложнее сконцентрироваться на сложных задачах. Они привыкли к легкой подаче материала, поэтому быстрее устают и легче отвлекаются.
Однако важно понимать, что этот эффект возник как логичное следствие глобальных изменений в медиапространстве. И возможно, дело не только в чрезмерном потреблении подростками несложного контента, а в том, что мир за несколько десятилетий стал другим и классические методы преподавания могут быть не столь эффективны.
Так как технологический прогресс не остановить, каждому поколению приходится адаптироваться к новым форматам медиа. И новый тип мышление, как и все перемены в человеческом сознании, которые происходили до него, — естественная реакция на новый способ подачи информации.
Дети, как и прежде, могут прекрасно освоить любую образовательную программу. Результаты международных исследований, таких как PISA, показывают, что российские и иностранные школьники демонстрируют высокие результаты по многим показателям, в том числе по чтению, математике и естественным наукам.
Другой вопрос, что раньше всю информацию приходилось находить в учебниках, библиотеках, а это требовало терпения и усидчивости. Теперь же один запрос в поисковике — и все ответы у тебя в руках. Главное — вычленить из потока главное.
Усвоению материала помогают новые методы, например, микрообучение (от англ. «microlearning»). Оно основано на подаче материала небольшими, легкоусвояемыми блоками. Мини-лекции и небольшие задания дают возможность осмыслять информацию быстро, без переутомления и потери мотивации.
Как продемонстрировало исследование «Эффект Google», если респонденты знали, что представленная им информация опубликована в Интернете, то они её просто не запоминали и даже не пытались глубоко вникнуть в смысл. Более того, цифровая амнезия не имеет возраста.
При этом, как и их предшественники, сегодняшние школьники способны погружаться в интересные дисциплины и успешно справляться со сложными заданиями. Как отмечается в исследовании, проведенном учеными РУДН, способность детей быстро обрабатывать большие объемы информации не мешает им осваивать новые предметы, а наоборот, помогает преуспеть в учебе.
По мнению ученых, поколение детей, родившихся за последние 15 лет, во взрослом возрасте будет самым образованным за всю историю человечества.
Согласно этому же исследованию, дети школьного возраста, привыкшие к фрагментарному потреблению данных, с легкостью отделяют важное от неважного, уже в раннем детстве демонстрируют хорошие способности к многозадачности и не нуждаются в отдыхе от цифрового пространства. Это не значит, что они упрощают информацию — скорее, они адаптируются к ее скорости и разнообразию.
Будут ли люди с преобладающим клиповым мышлением востребованы и успешны?
Гари Вайнерчук, известный американский предприниматель и писатель родом из бывшего СССР, в выступлениях и книгах часто говорит об умении людей, преуспевающих в своих профессиях, работать с большими объемами информации, быстро схватывать суть и управляться сразу с несколькими задачами. Все это характерная черта нового поколения.
Тимоти Феррисс, автор книги-бестселлера «Как работать по 4 часа в неделю», выступает за развитие эффективности и гибкости ума. По его мнению, в ближайшее время будут востребованы принципы, близкие к клиповому мышлению, — оптимизация времени, концентрация на ключевых задачах и отделение важной информации от второстепенной.
Как говорят учёные, молодые люди с клиповым мышлением — «другие», им жить в другое время и иных условиях развития человечества. Сейчас научные прорывы совершаются в основном с применением сложного оборудования. Открытия «на кончике пера» — большая редкость.
Получается, что ученики знают меньше учителя, а могут — больше. Этот парадокс и семье, и системе образования еще предстоит разрешить.