В 13 лет Даша неожиданно забросила любимый кружок рисования, начала рисовать на лице и повторять танцы из TikTok, собирая лайки от подруг.
А родителей 14-летнего Данилы однажды вызвали в школу: его вместе с друзьями поймали за кражей жвачки в магазине. Сам бы, может, на такое не решился. Но «все делали» — и он тоже пошёл.
Подростковый возраст, как хождение по канату. С одной стороны, жгучее желание быть «своим»: не выделяться, не стать изгоем. С другой — не менее сильное желание заявить о себе, быть ярче, смелее, интереснее. Не как родители, а как «те, кто в теме».
О двух главных подростковых страхах: «неужели я такой, как все» и «неужели я не такой, как все» и зависимости от мнения сверстников — в этой статье.
Потребность «быть собой» у подростка ещё только рождается. И взрослому важно не требовать от ребёнка зрелой аутентичности, а помочь ему в этом сложном поиске — с интересом, принятием и уважением.
Ребёнок может соглашаться на то, чего не хочет, лишь бы не выделяться. Это приводит к тревожности, заниженной самооценке и внутреннему конфликту: «Я не такой, как все — значит, со мной что-то не так».
Когда ребёнок делится — даже самой нелепой или, на ваш взгляд, шокирующей историей, — не спешите исправлять или критиковать. Он проверяет: «Можно ли тебе доверять?». Ваша задача — выдержать и быть рядом.
Даже если услышите нечто пугающее. Ваша реакция — это сигнал: «Можно ли приходить к тебе снова?».
Не давайте готовых решений. Лучше задайте вопросы: «А ты что думаешь?», «Что тебе подсказывает внутренний голос?». Подростку важно не подчиниться — а выбрать.
Иногда нужно «натренировать отказ». Пример:
– Пойдём курить?
– Не, я сейчас спортом занялся — не хочу сбиваться.
Часто такой «репетиции» достаточно, чтобы потом сориентироваться в ситуации.
Хорошо работает семейная практика «дневник сильных сторон» — ребёнок записывает всё, чем гордится. Обсуждайте реальные ситуации, где он проявил стойкость и не поддался: «Ты выдержал, даже когда было сложно. Это и есть сила».
— это повод обратиться к подростковому психологу.
Важно объяснить ребёнку: просить помощи — не признак слабости, а способ позаботиться о себе. Особенно если его переживания слишком тяжёлые, чтобы справиться в одиночку.