По данным газеты The Times, только одна 15-летняя школьница из трех чувствует себя уверенно. Как отмечается, этот показатель снизился на 8% за последние 7 лет. Отчасти снижение самооценки у подростков связано с растущим авторитетом соцсетей.
Главными поводами, которые провоцируют негативное отношение к себе, стали «несоответствующая» социальным стандартам внешность и избыточный вес, а также излишне критичный взгляд на проблемы с учёбой, семейные и финансовые трудности.
Подростки стали чрезвычайно зависимы от интернет-общения. Исследование, проведенное учеными Финансового университета при Правительстве РФ, показало, что 9 из 10 современных подростков не представляет свою жизнь без интернета.
Известно, что тинейджеры часто сравнивают себя с идеализированными образами блогеров, подвергаются буллингу, а также испытывают страх пропустить что-то важное (сокр. БПИ или FoMO). Всё это может привести к развитию таких психических заболеваний, как депрессия или тревожное расстройство.
Хотим мы того или нет, но соцсети — часть жизни подростков. На многих площадках установлен возрастной ценз 14-16 лет, но на практике это не более чем условность.
По мнению психологов, возраст 8–9 лет считается оптимальным для начала «карьеры» в соцмедиа. В этом возрасте дети сильнее ориентированы на сверстников. Это ведёт к желанию общаться не только лично, в школе или на секциях, а и переписываться где-то на просторах интернета.
Но соцсети — это не только мессенджеры. Это целый мир, где продают и покупают всё, что не запрещено законом (а иногда и это тоже), где формируются свои стандарты «нормального» и «ненормального», «правильного» и «неправильного».
Соцсети действительно могут негативно сказываться на самооценке ребёнка. Однако, если у него любящие и понимающие родители, поддерживающее окружение, с влиянием соцсетей справиться будет проще. Более того, появится стимул превратить их в инструмент для реализации своего творческого и социального потенциала.
Одобрение важно и взрослым. Но подросткам, в момент, когда они узнают себя и пробуют разное, поддержка особенно важна. Мама, может, и не одобрит новый образ, а вот друзья в соцсетях — вполне. Позитивные реакции не только от друзей и одноклассников, но и порой от незнакомых людей поддерживают подростков.
«Соцсети помогают подросткам находить близких по духу, не чувствовать себя одинокими. Это особенно важно, если в окружении мало людей со схожими интересами и ценностями», — подчёркивает детский психолог Дарья Захарова.
В социальных медиа ребята могут быть такими, какими им хочется быть. Там нет родителей, которые говорят: нужно хорошо учиться, быть вежливым, скромнее или, наоборот, наглее. Можно создать образ, который хочется, проявить индивидуальность.
Нужно ли родителям следить за ребёнком в соцсетях и контролировать то, что он смотрит или выкладывает?
По словам Дарьи Захаровой, просмотр контента ребёнка без разрешения или как элемент наказания на пользу и установление доверия не сработает. Самый эффективный путь — искреннее увлечение тем, что нравится ребёнку.
«Возможен вариант, где родитель выступает как помощник в создании и продвижении контента, если ребёнок — креатор. В этом случае родитель всецело находится в гуще событий, становится самым близким и при том надёжным партнёром ребёнка в деятельности, которая его заинтересовала», — говорит Дарья Захарова.
При добрых и тёплых взаимоотношениях в семье ребёнок всегда может прийти к взрослому и рассказать, что и как ему показалось в интернете «не так».
Как говорят психологи и социологи, устойчивая самооценка подростка — во многом заслуга родителей. Соцсети — это лишь инструмент, который может стать причиной как деструктивных настроений, так и созидательной силой.
При всей мощи их влияния на подростка, на взрослого, на общественное мнение — всё всегда начинается с человеческих контактов в офлайн-жизни.