Когда родители выбирают кружки для детей, они редко задумываются, что эти занятия могут предопределить будущую карьеру. Кажется, что детское увлечение лепкой или робототехникой — это просто хобби.
Но статистика говорит обратное: исследования показывают, что дети, посещающие внешкольные занятия, чаще находят себя в профессии и успешнее адаптируются к рынку труда.
Детям важно пробовать себя в разных сферах: это расширяет спектр их навыков и позволяет лучше понять, что им действительно интересно.
«Как правило, людям нравится то, что у них хорошо получается, а если нравится, то и получается лучше. Поэтому с моей точки зрения, лучше развивать способности, которые уже есть, чем те, которые хотелось бы иметь. И уж тем более, не стоит развивать таланты, которые родитель хотел бы видеть в ребенке, а их нет и в помине», — в комментарии Стартории рассказала Алевтина Попова, преподаватель английского, лингвокоуч, спикер TEDx, автор книг про обучение с помощью мемов.
Учиться чему-то из-под палки тяжело: внешняя мотивация слабее внутренней.
«Представьте, каково это постоянно быть плохишом среди тех, кому удается добиваться успехов. И шансы стать звездой будут сильно меньше даже при большом количестве усилий. Если вы думаете, что это поможет воспитать волевые качества, то это далеко не всегда так, а вот ощущение, что он неудачник, может поселиться в голове дочери или сына на долгие годы», — подчеркивает Алевтина Попова.
По мнению Натальи Лебедевой, педагога, логопеда, руководителя детских центров «Матрешкино», самый важный возраст для поиска увлечений — это 6–12 лет. «В этот период дети активно исследуют мир и формируют свои интересы. Чем больше они пробуют, тем легче им понять, что им нравится, а что нет. Это время для экспериментов, когда можно без страха ошибиться и найти свое призвание», — говорит она.
При этом Лариса Окулик, практикующий психолог и коуч по детско-родительским отношениям, считает, что в целом возраст не имеет значения.
«Уже с трехлетками мы можем играть в учителей, строителей, врачей, — говорит она. — Однако особенно важно пробовать себя в разных сферах детям в возрасте 12-14 лет. Это связано с особенностями развития головного мозга. Именно лобная часть отвечает за самоопределение и планирование на долгосрок. К 12-14 годам она развита примерно наполовину или чуть более. В это время ребенок может серьезно задумываться о своей будущей деятельности. Следовательно, нужно более интенсивно пробовать себя в разных направлениях, чтобы выбрать по душе».
Очевидно, что подростки, занимавшиеся в школьных кружках и секциях, гораздо легче определяются с тем, чем хотят заниматься в будущем. А вот те, кто не исследуют разные направления, могут столкнуться с трудностями при выборе профессии.
Но проблема в том, что выбор кружков часто не зависит от самого ребёнка. А от кого же?
В теории всё выглядит замечательно: ребёнок может заниматься чем угодно, мир открыт для него. Но в реальности общественные ожидания влияют на выбор школьных секций и кружков не меньше, чем личные предпочтения.
Большинство родителей уверены, что у девочек и мальчиков должны быть равные возможности, и что детей следует отправлять в кружки, которые им самим интересны.
Мальчиков чаще записывают на спортивные секции (55% против 33%), робототехнику (16% против 6%), шахматы (14% против 6%) и программирование (9% против 5%), а девочек — на танцы (33% против 6%), рисование (30% против 10%) и театральные студии (8% против 5%).
Ребёнок, выбирая кружок, может столкнуться с предвзятостью. Мальчику, интересующемуся танцами, могут сказать, что «это не мужское занятие». Девочка, которая хочет изучать программирование, может услышать: «IT — не для девочек».
«Допустим, мальчик увлечен шитьем. Однако сверстники (а бывает, и родственники) смеются: «Шить — это удел девочек, женщин, но никак не мужчин», — рассказывает Лариса Окулик. — Задача родителей — поддержать ребенка, помочь преодолеть страх осуждения. Поможет правильная аргументация: нужно сделать так, чтобы мечта стала сильнее страха. Расскажите, что большинство великих дизайнеров — мужчины: Зайцев, Юдашкин и т.д. Они тоже, скорее всего, сталкивались с хейтом, но не обращали внимания на него. В итоге подарили миру прекрасные коллекции одежды и стали богатыми людьми. В таком ключе можно построить разговор о любом виде деятельности».
Без поддержки дети часто подстраиваются под общественные ожидания, что мешает им развивать свои настоящие интересы.
Это подтверждается исследованиями, которые показывают, что в начальной школе дети проявляют одинаковый интерес ко всем предметам. Однако в средних классах ситуация меняется, и мальчики начинают показывать лучшие результаты в математике и информатике, в отличие от девочек.
Стереотипы следуют за детьми и дальше. Исследование, проведённое аналитическим центром НАФИ в 2020 году, выявило, что родители в три раза чаще рекомендуют сыновьям карьеру в IT, чем дочерям. В результате девушки-подростки в два раза реже выражают желание связать свою жизнь с технологиями (7% против 14%).
«Когда дети учатся в условиях, свободных от чётко обозначенных гендерных ролей, их интересы и достижения становятся более сбалансированными, — говорит Александра Архиповская, со-основатель онлайн-школы Стартория. — И опыт Стартории это подтверждает: девочки и мальчики могут одинаково успешно осваивать любые предметы, если создать для них подходящую образовательную среду».
Если посмотреть на успешных людей, почти у каждого из них в детстве была страсть к чему-то конкретному: кто-то часами ковырялся в старых радиоприборах, кто-то создавал анимации на домашнем компьютере, а кто-то не отрывался от шахмат.
Главное, чтобы это занятие приносило радость и удовлетворение вашему ребёнку — именно тогда он сможет достичь больших высот, независимо от того, соответствует ли его выбор общепринятым стандартам успеха.
Каждый родитель сталкивается с этим моментом: записали в секцию, купили форму, а ребёнок вдруг потерял интерес. Стоит ли заставлять? Нет, но и оставлять без поддержки тоже не нужно.
Как понять, подходит ли кружок?
«Обращайте внимание на мелочи: с удовольствием ли ребенок ходит на занятия (хотя бы из-за приятного общения со сверстниками). Видите ли вы хоть какой-то прогресс, пусть совсем небольшой? Если ваш ребенок постоянно жалуется, отказывается идти на занятия, возможно, стоит попробовать что-то другое», — говорит Елена Гриценко-Бринкман, психолог, КПТ-терапевт, руководитель психологического кабинета «PsyFitness».
Дело может быть и в другом.
Как говорит Евгений Куляев, бизнес-тренер и коуч международного уровня, эксперт по развитию мозга, все мы сталкиваемся с моментами «не хочу», «устал», «не получается». Учить ребёнка проходить через такие состояния — это важная часть воспитания. Иногда нужен разговор, иногда — напоминание, что даже чемпионы в своё время хотели всё бросить.
Есть ситуации, когда ребенок каждый месяц меняет кружки: футбол, гитара, театр, теннис… Вроде бы здорово, кругозор расширяется. «Но если это превращается в привычку «стало сложно — ухожу», в будущем это может обернуться тем, что человек будет прыгать с работы на работу, менять друзей, отношения, не задерживаясь нигде надолго. Психологи называют это «дофаминовым циклом новичка». В начале любого дела мы быстро растём, и мозг буквально купается в удовольствии. Но потом темп замедляется, начинается рутина, и вот тут важно не сломаться», — считает Евгений Куляев.
«Главный ориентир: кружок должен давать ощутимый результат. В спорте — медали. В театре — спектакли. В науке — проекты. Если кружок просто существует сам по себе, ребёнок вряд ли поймёт его ценность», — считает он.
Бывает, что кружок действительно не подходит. В этом случае лучше предложить альтернативу: формат обучения важен не меньше, чем сама деятельность. Некоторым детям больше нравится онлайн-обучение, другим — мастер-классы и проектные группы.
Например, если ребёнок не хочет ходить в кружок программирования, но любит играть в Minecraft, можно предложить ему курсы по созданию модов или разработке игр. Если спорт даётся сложно, но есть интерес к движению, стоит попробовать альтернативные форматы — танцы, йогу или паркур.
Главное — дать ребёнку возможность экспериментировать, пробовать себя в разных сферах. Мир так быстро меняется, что сегодня кажется просто хобби, а через пару лет может стать его/её делом жизни!