Если у вас дома подросток и вы хоть раз заглядывали в его тетради, заметки в телефоне или любимые паблики, вы наверняка сталкивались с этим.
Чёрный кот с поломанным хвостом. Одинокая фигура с пустыми глазами. Ночь, надпись «я», разбитое сердце, кровь, звёзды, надписи по-английски в духе empty inside или broken but breathing.
Пугает? Конечно. Но важно не испугаться, а понять: почему они это рисуют? Что означают эти образы? И самое главное — что может сделать взрослый, чтобы быть рядом, а не против?
Психическое здоровье подростков — тема, вызывающая всё большую обеспокоенность. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), каждый седьмой подросток в возрасте от 10 до 19 лет сталкивается с психическими расстройствами, что составляет 13% общего количества заболеваний в этой возрастной группе. Наиболее распространены среди подростков одиночество, тревога и депрессия.
В России ситуация также вызывает тревогу. Согласно исследованию, проведённому в 2024 году, около 60–75% российских подростков имеют повышенный уровень тревожности, в то время как «норму тревожности» имеют лишь 15% . Кроме того, у половины подростков депрессия (54%) и тревога (52%) имеют хроническое течение.
Мы попросили подростков из школы программирования Стартория рассказать, что они вкладывают в свои арты. Вот что они пишут:
«Иногда я не могу объяснить, что чувствую, но могу нарисовать. Это как будто вываливаешь всю тревогу из головы на бумагу.»
— Лера, 14 лет, ученица курса по рисованию на планшете.
«Я нарисовал чёрного волка и назвал его своим именем. Потому что мне кажется, что я чужой и опасный, и если не спрятать это в рисунке — я сойду с ума.»
— Никита, 15 лет, прошёл курс по дизайн-мышлению.
Эти работы не про «плохое поведение». Они — про внутреннее напряжение. Про попытку справиться. И чем честнее арт — тем больше шансов, что подросток не уйдёт в настоящую изоляцию, где вместо рисунков появляются самоповреждения и панические атаки.
Важно понимать контекст. Чёрные обводки, мрачные цвета, «глючные» текстуры, искажённые лица и образы — всё это не обязательно сигнал бедствия. Это часть визуальной культуры подростков, выросших в мире TikTok, инди-игр, цифрового дизайна и нейросетей.
Популярные художники в социальных сетях, авторы визуальных новелл на Itch.io, исполнители в стиле post-emo — все они используют визуальный язык одиночества, тревоги, странности.
Подросток, рисуя что-то похожее, часто просто примеряет стиль, тестирует эмоции. Это похоже на игру. Но игра эта — с очень высокими ставками.
Если вы замечаете это — не ругайте. Не говорите «фу, что ты рисуешь». Вместо этого скажите: «Я вижу, ты нарисовал что-то грустное. Расскажешь, что ты чувствовал?».
Когда подросток увлечён цифровым творчеством — это не просто хобби, а возможность строить свой мир.
В онлайн-школе Стартория мы ежедневно видим, как подростки с тревожным фоном находят выход чувствам через курсы по гейм-дизайну, Blender, графике, написанию кода и созданию собственных проектов.
«На курсе по созданию игр я делал игру про героя, который потерял память. Это было про меня. И когда игра получилась — как будто выдохнул.»
— Артём, 16 лет, ученик курса «Разработка игр на Godot Engine. Неоткрытая страна».
Значит, пора предложить ребёнку не просто курсы, а сообщество, где он/она поймёт: я не один/одна.
Например, «Код эволюции: Взлом» — онлайн-лагерь цифрового творчества и программирования для подростков. Здесь создают арты, игры, 3D-миры, и даже командные проекты. И всё это — в атмосфере поддержки, юмора и принятия.
Потому что депрессивные арты — не угроза. Это маркер. Это способ сказать: «мне тяжело, но я стараюсь справиться».
И вместо того, чтобы бояться этих рисунков — лучше дать подростку инструменты, с помощью которых он сможет не только рисовать свои чувства, но и менять их. В коде, игре, истории, 3D-персонаже.
Именно так боль становится точкой роста.