Зачем школьнику участвовать в олимпиадах по программированию

15 апреля 2025

Привет, я — Страдапер. Котик-исследователь. Немножко страдаю, но по делу.

Сегодня я разлёгся на своей уютной подушке не просто так, а чтобы разобраться: зачем вообще школьникам участвовать в олимпиадах по программированию? И правда ли, что это билет в светлое IT-будущее? А может, лишний стресс?

Погнали разбираться. А то, может, пока вы читаете, кто-то уже решает задачку на графы и выигрывает путёвку в вуз мечты.

Котик Страдапер
Спецкор медиа Стартории
Зачем нужны олимпиады (если ты не греческий бог)?

Олимпиада по программированию — это не соревнование, где надо бегать по клавиатуре быстрее всех (хотя я бы выиграл). Это интеллектуальный квест, в котором школьник сталкивается с задачами, которые не всегда по зубам даже взрослым разработчикам.

Но вот что важно: олимпиада — не только про знания. Она про умение думать. Не по шаблону, а по-настоящему.

Я спросил у выпускников онлайн-школы Стартория, зачем вообще участвуют в олимпиадах. Ответы были такие:
Чтобы поступить без ЕГЭ (да-да, такое возможно!).
Чтобы почувствовать себя умным (и не только на фоне младшего брата).
Чтобы попасть в IT-компанию мечты.
Потому что задачки реально классные — как головоломки, только сложнее и вкуснее.
Чтобы испытать азарт — это как спортивный матч, только вместо мяча у тебя — массив.
Чтобы научиться справляться с собой: со стрессом, неудачами и внезапными багами (в коде и в голове).
Давайте по фактам (статистика от Страдапера)
  1. Около 7 млн российских школьников (более трети от общего числа учащихся) ежегодно участвуют в олимпиадах разного уровня. Не все становятся победителями, но участие — уже уровень.
  2. Победители олимпиад уровня Всероса или РСОШ могут поступать без экзаменов. Прямо так: решил задачку — и здравствуй, Вышка или МФТИ!
  3. В Университете ИТМО ежегодно более 600 олимпиадников становятся студентами, что составляет почти половину всех поступивших на бюджетные места.
  4. Средний балл ЕГЭ у призёров олимпиад по информатике выше, чем у егэшников, отмечается в исследовании МИФИ. То есть олимпиада не мешает готовиться, а наоборот, помогает.
  5. Победители международных олимпиад (IOI — International Olympiad in Informatics, например) часто получают предложения стажировок и работы от Google, Yandex, JetBrains и др. Ещё до выпуска из вуза. Например, Геннадий Короткевич, многократный победитель IOI, получал предложения о работе от Google и Yandex, но решил продолжить обучение в Университете ИТМО.
  6. Навыки, полученные на олимпиадах, востребованы и в научной среде, и в индустрии. Алгоритмы, структуры данных, оптимизация — всё это нужно не только в олимпиадах, но и в реальной разработке.
А если не выиграю?
Как кот, который однажды упал с дивана, но всё равно пошёл за сосиской, скажу: даже участие уже делает тебя сильнее. Объективно. Вот почему:
Ты учишься думать нестандартно. Это не просто «вот формула, подставь».
Ты прокачиваешь усидчивость (не то, чтобы коты в этом сильны, но я стараюсь).
Ты попадаешь в среду умных, мотивированных ребят. Это заразно. В хорошем смысле.
Ты начинаешь видеть алгоритмы в жизни — сортировку игрушек по корзинам, поиск кратчайшего пути до холодильника и т.д.
Ты учишься действовать под давлением. Научился на олимпиаде — не растеряешься и на собеседовании.
Ты обретаешь уверенность. В себе, в своих силах, в том, что «могу, если захочу».

И со мной согласны наши эксперты.

Как считает Юлия Захаркина, заместитель директора по воспитательной работе, участник Всероссийского сообщества наставников-просветителей, олимпиады — это не просто проверка знаний, выходящая за рамки школьной программы, но и инструмент для развития.

Ребёнок приобретает уверенность в себе: успехи в интеллектуальных соревнованиях укрепляют самооценку и учат ставить высокие цели, а затем добиваться их.

По мнению Елены Вороновой, доцента Финансового университета, факт участия в олимпиаде говорит о том, что знания, эрудиция, умение ребенка концентрироваться в сложных ситуациях выделяют его среди других.

«Как участник олимпиад в прошлом, могу сказать, что больше всего запомнилось общение со сверстниками, новые знакомства. Зачастую ребенок, которого в школе считают «ботаником», на олимпиадах встречает сверстников со схожими интересами, понимает, что он не один, и это придает дополнительную энергию в стремлении учиться», — поделилась она.

Мифы и страхи (кусающиеся)

На самом деле это ребята, которые регулярно тренируются. Как в спорте. Сначала ничего не получается, потом ты уже не замечаешь, как пишешь рекурсию между делом.

Это мнение поддерживает и Алексей Четверов, методист специальных проектов Всероссийского проекта «Цифровые навыки», учитель информатики школы №1520 им. Капцовых, призер олимпиады «Новый учитель новой информатики». Он подчеркнул, что в разговоре про предметные соревнования стереотип «естественно одарённого» ребёнка часто не соответствует истине.

«Если ученик в некоторых предметах показывает средние результаты, но обладает страстью к определённому направлению, то он способен добиться успехов. Бывали случаи в моей практике, когда ученик с удовлетворительными результаты по математике и информатике становится резидентом Сколково со своим проектом. Ключевой момент — не наличие идеальных знаний по предмету, а искренний интерес и желание расти», — сказал он в комментарии Стартории.

А вот и нет! Навыки, которые даёт олимпиада (логика, математика, быстрая адаптация) полезны в экономике, инженерии, да даже в дизайне интерфейсов.

Я вот однажды охотился на лазерную указку целый час. Не поймал. Но зато теперь у меня реакция как у ниндзя. И это важно.

И мои выводы подтверждает Наталья Лебедева, педагог, логопед, учредитель детского центра «Матрешкино». По ее словам, подготовка к олимпиадам требует регулярной работы, умения планировать время и ставить перед собой цели. «Эти навыки остаются с ребёнком на всю жизнь. Не всегда удаётся победить, и это нормально. Олимпиады учат детей принимать поражения, анализировать свои ошибки и двигаться дальше», — считает она.

Попробуй решить эвристическую задачу за 4 часа — и почувствуй, как сердце начинает биться, будто ты на арене. Только вместо меча — твой код.

«Даже если олимпиада не входит в перечень Министерства просвещения и не дает льготы на поступление в вузы, участие в ней закладывает фундамент для развития. Школьник учится преодолевать трудности, работать в команде, развивает креативность и аналитические способности. Неоднократно видел, как участие в олимпиадах меняло жизнь школьников в лучшую сторону, даже в случаях провала. Тут, конечно, важна роль наставников и родителей», — отмечает Алексей Четверов.

Истории с поля битвы (олимпиадной)
Ваня, 13 лет
Начал решать задачки просто из интереса. Через два года стал призёром региональной олимпиады и попал в профильную смену в «Сириус». Сейчас сам менторит младших.
Полина, 16 лет
Пришла на подготовку в 10 классе, ничего не знала. Но через год выиграла олимпиаду СПбГУ и поступила туда без ЕГЭ.
Марк, 14 лет
Проигрывал 4 олимпиады подряд. Но не сдался. На пятой попал в призёры и теперь готовится к IOI. Говорит, что главное — не скорость, а упёртость.
А что говорит преподаватель Стартории

Я задал несколько вопросов Полине Ткаченко, преподавателю Стартории. Она ведёт олимпиадное программирование. Мы с ней часто обсуждаем алгоритмы, только я больше за алгоритмы по добыче вкусняшек.

— Какие предметные олимпиады ты бы посоветовала тем, кто только начинает путь?

— Если цель поступить в крутой вуз и времени осталось немного, то стоит сразу сфокусироваться на олимпиадах этого вуза. Если такой необходимости нет, можно смотреть как можно больше олимпиад от разных организаторов: от местных школьных олимпиад (как правило, у них есть четкое деление по классам и не очень высокая сложность) и заканчивая контестами крупных, возможно, даже групповых олимпиад. Это не только научит решать задачи, но и избавит от проблемы привыкания к условиям и тестам.

Если страшно получить плохой результат, начинать можно с тренировок в формате олимпиад. Например, на платформе codeforces проходят контесты по правилам олимпиад и можно запустить архивные тренировки.

— Как ты мотивируешь учеников не сдаваться после первых неудач?

— Необходимо помнить, что олимпиада — это соревнование. Всегда может найтись соперник, который окажется чуть быстрее, подготовленнее и даже наглее. К сожалению, случается, что когда организаторы следят не очень тщательно, участнику дистанционно может кто-то помогать.

Прелесть олимпиад по программированию в том, что это всегда уникальное событие. И если сегодня, например, была олимпиада, где много графов, с которыми ты не дружишь, то завтра ты покажешь хороший результат там, где будет больше задач на динамику. Главное — понимание, какие темы стоит еще раз повторить.

— В чём отличие между обычным курсом по программированию и подготовкой к олимпиадам?

— Когда мы учимся программировать, наша главная цель — чтобы код работал так, как мы задумали. И мы разбираемся в конструкциях, особенностях языка и системах.

А вот олимпиада — это совсем другое.

Представьте себе рабочий день, когда сроки поджимают, начальник придирается и ставит чудаковатые задачи. Вот она, олимпиада — такая демоверсия жизни разработчика.
Полина Ткаченко
Педагог по олимпиадному программированию Стартории

Чтобы успешно справиться с олимпиадой, нужно сразу несколько вещей: правильно понять условие задачи, придумать алгоритм, учесть все случаи — и очевидные, и не очень, написать такой код, чтобы он проходил ограничения по времени и памяти. И всё это за ограниченное время.

Так что умение решать олимпиадные задачи — это не просто про программирование. Это про развитие логики, аналитического мышления и самодисциплины.

— С какого возраста вообще стоит пробовать?

— В современном мире нет ограничения на возраст. Но не все олимпиады будут доступны детям: задачи могут требовать знаний по математике, статистике, теории вероятности и т.д.

Нет нерешаемых проблем, но это потребует от ребенка больше времени и усидчивости.

Думаю, что оптимально начинать с 9 класса, когда уже есть представление о программировании и об алгоритмических задачах. Хотя и более младшие дети могут пробовать решать олимпиады, развивая логическое мышление. Я сама пришла в олимпиадное программирование в 7 классе и знаю, что при желании все получится.

Организационные вопросы для будущих олимпиадников
Как готовиться?
1. Системно. Регулярные занятия важнее марафонов накануне олимпиады. Лучше 2 раза в неделю, чем 1 раз в месяц на 5 часов.
2. С наставником. Хороший преподаватель объяснит не только «как», но и «почему так». И подбодрит, когда лапки опускаются.
3. Через платформы. Codeforces, Timus, AtCoder — есть море онлайн-ресурсов для тренировки.
4. С командой. Вдвоём или втроём заниматься веселее, а иногда можно и участвовать в командных олимпиадах.
5. С интересом. Не нравится задача? Пропусти. Найди ту, от которой уши шевелятся.

Часто говорят, что олимпиады недоступны для детей из отдаленных районов или маленьких городов. Я, мяу, специально уточнил этот момент у специалистов.

«Благодаря онлайн-форматам и дистанционным этапам, таким как Всероссийская олимпиада школьников, географические границы стираются. Многие образовательные платформы дают равные возможности всем, независимо от места проживания или физических особенностей», — рассказала Юлия Захаркина.

Когда начинать?

Если тебе 10–11 лет и ты думаешь: «Ну, может, потом» — то знай: сейчас ты можешь получить сильный старт. Олимпиады — это как бегать по уровню с бонусами. Чем раньше начал, тем больше собрал монеток.

Но и если тебе 15–16 — не поздно! Много кто приходит в олимпиадное программирование в 10 классе и за год делает гигантский рывок.

И даже если ты уже в 11 классе — можно найти те олимпиады, в которых реально выстрелить. С поддержкой преподавателей и правильной стратегией.

Автор статьи: Котик Страдапер
Котик Страдапер
Спецкор медиа Стартории

Читайте также

Хочу быть в теме!
Статьи нашего блога — у вас в почте (рассылка один раз в неделю) или Telegram. Выбирайте, как вам удобнее, и подписывайтесь.
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Даю согласие на обработку персональных данных.
promo promo
close