Антонина Попова, клинический психолог: «Любой ребенок может стать объектом для травли»

8 октября 2024

В Госдуме разработали законопроект о борьбе с травлей в школах. Например, образовательные организации смогут направлять информацию в комиссию по делам несовершеннолетних. Если комиссия факт подтвердит, то с ребенком-«агрессором» проведут «индивидуальную профилактическую работу». Также предполагается, что несовершеннолетнему и его родителям могут назначить «курс исправления».

О том, что может повлиять на ситуацию с буллингом в обществе, как с ним пытаются справится в других странах и почему дети чувствуют необходимость в травле – в интервью Стартории рассказала Антонина Попова, клинический психолог, куратор Центра доказательного социального проектирования МГППУ, член ассоциации специалистов по оценке программ и политик (АСОПП).

Анна Муравьёва
Редактор медиа Startoria

— Антонина Васильевна, депутаты Госдумы разработали законопроект против буллинга в школах. Авторы документа предлагают в случае признаков травли начать привлекать для оценки ситуации комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН). Насколько люди из вне школьного конфликта могут повлиять на него?

— Представьте, в школу приходит комиссия из людей, которые не знакомы с коллективом, участниками буллинга, не имеют психологической подготовки и воспринимаются как контролирующий орган. Смогут ли они не только оценить ситуацию, но и помочь? Это как если бы в офис, где систематически обижают коллегу, пришла полиция для урегулирования.

На мой взгляд, это очередная попытка кого-то наказать. В итоге, когда все нуждаются в помощи — дети, родители, учителя — включается контроль и запугивание. Вряд ли дети или родители будут обращаться в КДН с психологическими проблемами, а на учителей ляжет новый пул отчетных документов.

— Существуют ли в других странах подобные механизмы привлечения внешних органов для разрешения ситуаций с буллингом? Какие из них оказались эффективными?

— Достаточно результативными считаются антибуллинговые программы Норвегии, Финляндии, Австралии и др. Их объединяет обязательная работа со всеми школьниками (обучение навыкам эффективного общения, разрешению конфликтов, взаимоподдержке и т.д.) и специальная подготовка учителей.

Дисциплинарные методы по отношению к агрессорам также используются в некоторых программах. Но отношения к ним неоднозначное. Кто-то считает их эффективными, кто-то – нет. Существуют исследования, которые подтверждают обе эти точки зрения. Насколько я знаю, такие «наказания» — дело внутреннее, т.е на уровне школы все участники школьного сообщества (учителя, родители, дети) принимают общие и разделяемые всеми правила поведения.

Нарушения правил вызывает предсказуемые негативные последствия для ученика. Внешние контролирующие органы для этого не приглашают.

— Какие социальные факторы способствуют распространению буллинга среди подростков?

— Это комплекс факторов: взаимоотношения в семье, травматичный опыт, личностные особенности жертвы, агрессора или наблюдателя. Но если говорить о социальных… Подростки начинают играть по правилам буллинга, когда видят, что это норма в обществе. Например: бьет тот, кто сильнее. Если тебя обижают, значит, с тобой что-то не так. Найди подход к обидчикам или бей в ответ. Никто не поддержит жертву, рассчитывать можно только на себя.

— Действительно ли случаев травли в школах стало больше или об этом просто чаще говорят?

— Это явление всегда существовало. В любой группе есть иерархия, доминантные и слабые члены. Травля существует и в производственных коллективах — например, офисный буллинг.

Уровень агрессии в обществе вырос. Теперь есть возможность ее транслировать, речь идет не только о физическом насилии. Многие юмористические передачи и стенд-апы — это троллинг, представленный как что-то веселое. Но в реальной жизни это очень больно для тех, над кем «шутят».

Дети легко усваивают все, что видят и слышат вокруг. И агрессия, которую они впитывают, нужно каким-то образом вымещать. Травля — один из способов.

— Кто становится чаще изгоем в школьном коллективе?

— Любой ребенок может стать объектом для травли. Чаще всего тот, кто отличается. Не важно чем — это могут быть очки, веснушки, ребенок может быть слишком толстый или слишком тонкий, у него может быть другая национальность или одет немодно. Таких проще всего забуллить.

Выше вероятность попасть под раздачу детям более чувствительным, обидчивым. Не надо забывать, что в подростковом возрасте все дети становятся более ранимыми. Их личность и самооценка только формируется, складывается мнение о самих себе. Становится важным мнение сверстников.

— Как зависят отношения детей в классе на вероятность того, что кто-то подвергнется травле?

— Зависимость прямая. Как часто складывается? Дети попадают в тот или иной коллектив не по своей воле. Класс часто формируется не по общности интересов, а по административному признаку. И дети должны каким-то образом группу формировать, занимать свое место в ней. Если класс объединен какой-то общей деятельностью, интересной им целью, то школьники становятся сплоченной группой, у них нет желания, необходимости кого-то травить.

— То есть буллинг — это необходимость?

— В подростковом возрасте и даже ранее у детей есть потребность ощущать принадлежность к какой-либо группе, чувствовать себя вместе с кем-то.

Чтобы потребность в объединении реализовать, они идут самым простым путем – дружить против кого-то.

Находится козел отпущения и появляется чувство радости «я вместе с кем-то». При этом участники процесса исходят из внутреннего убеждения: мы — хорошие, а он — не такой, как мы. «Хорошими» они могут себя ощущать по разным критериям: мы модные, красивые, мы хорошо учимся или, наоборот, мы — не ботаны. Главное, что он — не такой, и мы объединены против него. Цель травли — объединение. Это возрастная особенность, им это нужно.

— Насколько педагогу под силу скорректировать такое поведение?

— От него в этой ситуации зависит многое. До подросткового возраста для ребенка фигура взрослого важна и авторитетна. Он имеет большую власть и большие возможности влияния. В начальной школе мнение взрослого для ребенка очень значимо. И если на этом этапе учитель наблюдает зачатки насилия, у него есть все возможности пресечь это на корню. Здесь главное увидеть, что происходить в классе, и обозначить, что это насилие, и оно неприемлемо в любой форме по отношению к любому человеку.

Представления о морали до подросткового возраста только формируются. Они учатся сопоставлять их с различными ситуациями и своим поведением. Поэтому только взрослый может транслировать правильные установки. О неприемлемости травли должны говорить и учитель, и, конечно, родители. Если подобный инцидент случился среди младших школьников и учитель смог это пресечь, то группа будет развиваться нормально.

Другой вопрос, что по каким-либо причинам взрослые не замечают, что происходит, либо закрывают глаза, либо не могут заняться этим — учителя перегружены работой, у них свои дела, свои семьи, проблемы. В этом случае у группы формируется дисфункциональное поведение. Оно закрепляется, и когда дети входят в переходный возраст, ситуация насилия может усугубиться.

— Всегда ли учитель может заметить, что ребенка травят?

— Травля – это постоянное явление. Если кого-то буллят, то происходит это не один раз. И все, что ни сделает такой ребенок, коллектив оценивает негативно. Учителя видят детей каждый день, и конечно, они не могут не замечать травли.

В практике есть случаи, когда конфликт прекращался после смены классного руководителя. Бывают ситуации, когда учителя поддерживают травлю. Например, потому, что таким образом легче управлять коллективом. Некоторые неосознанно провоцируют или усугубляют ситуацию, скажем, когда вызывают к доске и выставляют ученика в невыгодном свете. Здесь к решению проблемы должны подключаться родители.

Но случаи, о которых мы сейчас говорим — это скорее исключение, их нельзя назвать распространенным.

— Возможны ли такие конфликты в системе дополнительного образования? Ведь в кружки и секции дети приходят по своему желанию и посещают добровольно.

— В таких группах подобные инциденты возникают реже и проходят в более легкой, сглаженной форме. Да, здесь нет фактора обязательности посещения, дети не по принуждению оказались вместе, у них общие интересы. Но исключать травлю и в этом случае нельзя, так как все равно мы говорим о сообществе и взаимоотношениях в нем.

— Как общество может влиять на ситуацию с травлей в школе как с явлением?

— Не соглашаться с правилами этой игры. Выступать против и открыто говорить об этом. Заявлять, что насилие в любой форме — это неприемлемо для конкретного учителя, отдельного класса, целой школы.

— Что может эффективно помочь в предотвращении буллинга в школах?

— Здоровая атмосфера в школе и классах. Важно учить ребят общаться, проводить мероприятия, направленные на сплочение, на лучшее понимание себя и других, на соблюдение своих и чужих границ. Действовать на опережение, еще до того, когда появились признаки буллинга. И пресекать любое проявление насилия. Не периодических конфликтов и раздоров между школьниками — это часть человеческих отношений, а систематическое насилие в отношении одного. Не закрывать на это глаза.

— Что делать родителям, если ребенок стал жертвой? Переводить в другую школу?

— Лучше действовать поступательно и на свежую голову, а не в порыве эмоций. В первую очередь надо рассказать о происходящем классному руководителю, указать на конкретные факты. Обсудите, что может сделать школа, какие специалисты в ней есть, как решались схожие ситуации ранее. Поставьте конкретные сроки.

Если эффекта нет, обращайтесь к директору и далее в вышестоящие органы. Задача школы — обеспечить безопасность каждого ребенка. Задача родителя — быть на стороне ребенка, поддерживать его, дать понять, что случившееся неприемлемо и не вина самого ребенка. Перевод в другую школу тоже возможен, если никакие способы изменить ситуацию не сработали.

— Что делать с учениками-агрессорами (не систематическими хулиганами, а с детьми, провоцирующими травлю)?

— Буллинг — это проблема коллектива: один провоцирует, другие поддерживают или не препятствуют. Работать надо со всем классом, чтобы вернуть правильную норму: любое проявление насилия по отношению к «другому» является неприемлемым.

Автор статьи: Анна Муравьёва
Анна Муравьёва
Редактор медиа Startoria

Читайте также

Хочу быть в теме!
Статьи нашего блога — у вас в почте (рассылка один раз в неделю) или Telegram. Выбирайте, как вам удобнее, и подписывайтесь.
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Даю согласие на обработку персональных данных.
Перейти к верхней панели