Как связаны детские увлечения и выбор профессии? Как не проглядеть истинные таланты школьника и что делать, если ребенок ничем не интересуется и все время зависает в гаджетах? Об этом в интервью Startoria рассказала Олеся Шлеменкова, профориентолог.
— Сразу главный вопрос: как понять склонности и способности своего ребенка?
— Лучшее, что может сделать родитель, чтобы найти ответ на этот вопрос — внимательно наблюдать. Самая большая ошибка, которую тут можно допустить — относиться к занятиям и играм ребенка, как к чему-то само собой разумеющемуся. Важно смотреть, на что он больше тратит времени, какие виды активности нравятся, даже если это все кажется не имеющим отношения к профессии.
Допустим, ребенок любит собирать конструктор. Как он это делает? Собирает по инструкции? Мастерит что-то своё и придумывает новые модели? А может, вытаскивает человечков и играет с ними?
Еще пример. Все дети рисуют. Но делают это не одинаково. Кому-то нравится изображать людей, кому-то — машины. Кому-то нравится срисовывать, а кому-то — красками малякать.
Если ребёнок любит играть в какие-нибудь настольные игры, то, возможно, у него будет развито логическое мышление. А если любит рассматривать географические карты — пространственное.
Даже из таких незначительных на первый взгляд нюансов можно сделать выводы о склонностях ребенка.
На профориентации мы подробно разговариваем о том, во что ребенок любил играть с детства, как проводил свободное время: по улице любил побегать с друзьями или дома побыть. Все эти детали раскрывает психологические особенности ребёнка. И только потом мы начинаем разбираться с профессиональной деятельностью.
— Олеся, профориентолог — сравнительно новая специальность. Это разновидность психологии?
— Несмотря на то, что профориентация все активнее внедряется в учебный процесс, люди не всегда понимают, кто такой профориентолог и чем он отличается от психолога или педагога.
Сразу хочу сказать, что профориентолог — это всегда психолог. Наша задача — понять личность, а это область психологии. Также часто профориентацией занимаются учителя. Но не все психологи и педагоги владеют профориентационными методиками или разбираются в мире профессий и тенденциях рынка труда. Поэтому обращаться за помощь рекомендую именно к профориентологам. Это профессионалы, работающие на стыке психологии и HR (управление персоналом).
— Если ребенок начинает что-то делать и бросает, быстро теряет интерес, стоит родителям обеспокоиться?
— Часто взрослые, сталкиваясь с таким поведением школьника, начинают переживать. Однако нет ничего плохого в том, что человек раз за разом попробует что-то новое. Как и в том, что он, попробовав, понимает, что ему не нравится. Это тоже ценный опыт.
— Что делать взрослым в такой ситуации?
— Не осуждать, не ругать, а разговаривать. Даже в мелочах можно найти интерес или склонность к какой-либо деятельности. Если ребенок что-то делает, поинтересуйтесь, «а что тебе в этом деле понравилось, что показалось интересным, что получилось легко, а с чем были сложности»?
Если ребенок слишком часто сдувается от любой деятельности, можно попробовать заключить с ним «договор». В практике использую такую технику: договариваемся, что если он прозанимается, скажем, два месяца каким-то занятием, то он получает приз. Если ему понравится, то он остается в деле. Если не понравится, то мы к этому больше не возвращаемся.
Ребенок пробует что-то новое, сначала у него не получается и поэтому не нравится, но он продолжает, ведь есть «договор». Со временем получается, и занятие начинает приносить удовольствие. Это нормальное свойство психики, я и взрослым рекомендую методику.
Чем больше ребенок попробует, тем лучше. Ни одно из его занятий не проходит бесследно. Например, ребенок занимался футболом, ходил год-другой и бросил. Не страшно. Да, он не станет профессиональным футболистом, зато научится командной работе. И это, возможно, станет преимуществом в будущей профессии.
— Если ребенку ничего не интересно, он целый день сидит в интернете, листает телефон. Что делать, если кажется, что ребенка ничего не интересует?
— Ситуация проблемная. С такими запросами ко мне часто приходят.
Нужно понимать, почему ребенок уходит в виртуальный мир. Это может быть психологическая история. Например, ему неинтересно в семье или проблемы в школе.
Но это лишь часть причин. Мы, взрослые, тоже сидим в телефонах. Дети повторяют. И может, лучше начать со своего поведения?
Хотя бывают случаи, что подросток до 9−10 класса зависал в игры. Потом как будто что-то «перещелкнулось» в голове, он осознал, что взрослеет, и начинал интересоваться чем-то, кроме телефона.
А бывают случаи, когда ребенок до 11 класса ничем не занимался. И вот — 9 или 11 класс, нужно поступать, выбирать, а ребенок абсолютно не понимает себя.
— И какие тут варианты?
— В идеале родителям стоит заранее, до девятого или одиннадцатого класса, помогать ребёнку лучше изучить свои интересы. Это можно делать через разговоры, профпробы или профориентацию.
Важно понимать, что профориентолог — не волшебник, без помощи семьи дело быстро не сдвинется. Важно обратите внимание ребенка на его сильные стороны. Ну и, конечно, можно пройти профориентацию со специалистом.
— Лучше начать общение о будущем пораньше, можно даже с раннего возраста. Например, можно посещать мастер-классы, лекции или квесты по профессиям. Или после книги или просмотра фильма обсудить в семье профессии главных героев, их плюсы и минусы их занятий, что нравится, что не нравится, какие перспективы.
— Как быть, когда ребёнок после 9 или 11 класса не хочет учиться, а планирует идти работать? Как на это реагировать родителям?
— Подобных сюрпризов можно избежать, если начать разговоры о выборе занятия заранее. Подростки могут принимать собственные решения после 18 лет. Но важно обсудить с ним последствия такого выбора в конструктивной манере: показать, какие профессии наиболее перспективны, за какие навыки готовы платить больше.
Можно через сайты вакансий рассмотреть преимущества и недостатки различных вариантов, показать реальную картину рынка труда. Например, какие требования предъявляются к современным профессионалам и как это влияет на карьерный рост. Это аргументы для подростка, а не некие старорежимные представления о прекрасном, которые мама или папа якобы пытаются ему навязать.
— Как быстро развивающиеся технологии и IT-индустрия влияют на выбор профессии для современных подростков?
— Мы живем в век новых технологий, отрицать их важность невозможно. Даже для гуманитария это открывает новые возможности. Более того, огромное количество гуманитарных профессий идут на стыке с техническими. Знание основ программирования, умение пользоваться ими — это большой плюс для подростка, это его преимущество в профессии.