За последние несколько лет TikTok стал настоящим феноменом, который изменил современную культуру и моду. Короткие видео служат источником вдохновения для миллионов пользователей всех возрастов, но главный сегмент аудитории этой соцсети – молодые люди и подростки.
Для них самовыражение играет очень важную роль, а платформа предлагает практически безграничные возможности для этого. Рассказываем, как юные тиктокеры сотрудничают с мировыми модными домами и как обычная идея или микротренд, попав в соцсеть, за несколько дней может стать вирусной.
В 2019 году TikTok находился на десятом месте среди популярных бесплатных приложений в российском App Store, уступая мессенджеру WhatsApp. За несколько лет сервис уверенно обогнал конкурентов и стал не только одной из самых популярных соцсетей, но платформой для модных блогеров.
Изначально TikTok ассоциировался с танцами и смешными видео, но очень скоро стал местом, где возникают модные тренды, и привлек внимание дизайнеров. Одним из первых потенциал тиктокеров оценил Эди Слиман, креативный директор бренда Celine. В декабре 2019 года он снял для проекта «Celine Portrait: Portrait of a Teen Idol» Ноена Юбэнкса, 18-летнего тиктокера из Атланты, который прославился туториалами по макияжу и танцами в розовой шубе и ковбойской шляпе.
Этот кейс вдохновил другие бренды на сотрудничество со звездами TikTok, которые близки и понятны зумерам – по прогнозам экспертов, к 2025 году представители этого поколения вместе с миллениалами составят 55% от общего числа потребителей люкса.
В результате модная индустрия стала более демократичной: тиктокеры создают тренды, становятся амбассадорами брендов и попадают в первый ряд на модных показах. Свежие идеи возникают онлайн и очень быстро переходят в реальную жизнь: подростки экспериментируют с одеждой из секонд-хендов, взрослые пользователи по-новому интерпретируют моду своей юности, а кто-то придумывает эстетику, которая становится для многих образом жизни.
Например, cottagecore не только вернул в моду платья в цветочек и сумки из кроше, но и напомнил о том, как важна для человека близость к природе, а теннис- и балеткор пробудили интерес к спорту и классическому танцу.
Кажется, что дело не только в формате коротких роликов и удачной системе алгоритмов. В 2010-е мы искали вдохновение в Pinterest, а в Instagram* смотрели, как тренды воплощаются в жизнь – TikTok пошел дальше, предложив реалистичный контент, который оказался пользователям ближе идеальной картинки.
Живая, динамичная и доступная всем мода созвучна новым представлениям о принятии себя и своего тела. TikTok не подчиняется традиционным критериям красоты – это дает ощущение свободы и простор для экспериментов. Здесь возможно буквально все, что так или иначе резонирует с настроением юных пользователей.
Темп жизни в последние годы стал очень быстрым, и скорость, с которой появляются и исчезают новые веяния в TikTok, ему полностью соответствует. Если раньше популярные тенденции возвращались каждые два десятилетия и большинство из них оставались востребованными как минимум один сезон, сейчас мы носим то, что было актуально 5-10 лет назад, а микротренды могут появиться и исчезнуть за пару недель.
Несмотря на то что многие не любят эстетику нулевых, в последние годы она снова стала популярной – возможно, потому что для сегодняшних подростков это новое и интересное веяние. К нам вернулись плюшевые костюмы, стразы, заколки-бабочки и футболки младшей сестры, которые в англоязычном TikTok нежно называют baby tee и носят с джинсами с низкой посадкой – прямо как в старые добрые времена.
Помните, как в 2021 все сходили с ума по аккуратным Adidas Samba, которые пришли на смену объемным кроссовкам? В 2024 их место заняли Adidas SL72, которые выпускают в сочных оттенках и трендовой замше. Новую модель очень легко стилизовать – в каждой сочетается сразу несколько ярких цветов.
Благодаря коллаборации J.Crew и New York City Ballet, балетные вещи снова стали невероятно популярны. В 2024 году тенденция не сбавляет обороты: почти в каждом бренде можно найти пастельные цвета, балетки, уютный кашемир и тканевые повязки для волос.
Как и балеткор, эта эстетика универсальна – из разнообразия поло, плиссированных юбок, хлопковых платьев и джемперов в теннисном стиле каждый может выбрать что-то свое.
Puffball skirts, bubble hems и balloon skirts – все это о пышных юбках со сборкой внизу, которые в белом цвете делают образ воздушным и романтичным, а в ярких оттенках притягивают к себе все взгляды. С марта этого года количество запросов «bubble skirts» в Гугле увеличилось с 3000 до 14000, а в ТикТоке появляются все новые видео с вариантами стилизации юбки, напоминающей облачко или огромный белый маршмеллоу.
Этот тренд – пример того, как идея небольшого модного бренда стала вирусной за очень короткое время. После появления Хейли Бибер и Эльзы Хоск в платьях Magda Bytrum с 3D-цветами, похожие бутоны украсили собой изделия Prada и Schiaparelli, а в TikTok и вовсе нашли новое прочтение и стали массовым трендом. Сейчас на платформе можно найти множество видео, в которых авторы не только показывают и стилизуют вещи с 3D-розами, но и шьют их сами, используя разные материалы – от атласных и газовых лент до грубого денима и кроше.
Собрали несколько советов, которые помогут подросткам сориентироваться во множестве тенденций и не потерять при этом свою индивидуальность:
Всего за несколько лет TikTok стал платформой, которая изменила fashion-индустрию и повлияла на отношения между потребителями и брендами. Знаменитые модные дома обратились к платформе для привлечения молодой аудитории и отказались от традиционных маркетинговых стратегий в пользу непосредственного взаимодействия с потенциальными клиентами. Множество юных тиктокеров получили возможность сделать карьеру, работая с крупными брендами.
* Instagram принадлежит холдингу Meta, который признан экстремистской организацией. Деятельность компании запрещена на территории России.