Машинное обучение и искусственный интеллект (ИИ) — инновационные технологии, позволяющие компьютерам самообучаться и выполнять задачи без явного программирования. За последние десять лет модели ИИ развились – от примитивных до сложных и многофункциональных. Сегодня все крупные корпорации используют технологии на основе искусственного интеллекта для упрощения рабочих процессов и их автоматизации. А современные подростки уже вовсю используют ИИ для учебы, развлечений и даже творчества.
За последние десять лет модели ИИ развились – от примитивных до сложных и многофункциональных. Сегодня все крупные корпорации используют технологии на основе искусственного интеллекта для упрощения рабочих процессов и их автоматизации. А современные подростки уже вовсю используют ИИ для учебы, развлечений и даже творчества.
Исследование ИИ открывает буквально бесконечную массу перспектив, но в то же время это крайне затратно. Сейчас появляется много новых профессий в сфере разработки и контроля нейросетей. Ведь ИИ — это все еще не изученная до конца технология. Чтобы системы искусственного интеллекта работали корректно и были благом для общества, сфере требуются дорогостоящие специалисты и энергозатратные вычислительные машины.
По мнению ученых, роботы, подобно людям, способны использовать доступную информацию для принятия решений. Искусственный интеллект постоянно совершенствуется в этом – стремительно развиваясь, он с каждым разом делает все меньше ошибок.
Сам термин «искусственный интеллект» не нов, он прозвучал в далеком 1956 году, его предложил когнитивист Джон Маккарти. А математик Алан Тьюринг разработал концепцию мыслящей машины и создал тест, который позволяет отличить человека от робота.
В 1959 году американский исследователь Артур Самуэль создал первого самообучающегося бота. Программа самостоятельно научилась играть в шашки и даже умела играть сама с собой. Артур Самуэль определил машинное обучение как технологию, которая позволяет компьютерам самостоятельно, то есть без помощи человека, учиться, применяя данные.
Искусственный интеллект – отдельное направление в компьютерных науках. ИИ анализируют информацию и решают задачи подобно тому, как это делает человек.
Вы точно слышали о самом популярном на 2024 год ИИ-боте — Chat GPT или даже пользовались им. ИИ-модели поддерживают беседы с людьми и отвечают на вопросы, основываясь на уже готовых диалогах и текстах. Chat GPT и другие ИИ-боты также способны выполнять несложные задачи и писать программные коды, анализируя массивы информации.
ИИ – направление, которое включает в себя машинное обучение и другие технологии. Машинное обучение позволяет компьютерам самостоятельно извлекать из информации необходимые знания и применять их в новых условиях.
Точно так же, как человек, путешествуя за границей, изучает иностранный язык методом погружения в языковую среду, — робот учится на данных, доступных ему из интернета. Например, Яндекс или Google учатся переводить тексты с одного языка на другой, опираясь на произведения, созданные человеком.
Искусственный интеллект — это стремительно развивающаяся сфера в компьютерных науках. Как мы сказали, ИИ появился давно, еще в прошлом столетии, однако прогрессировать начал особенно быстро только десять лет назад. И уже сейчас ИИ оказывает сильное влияние на образование, карьеру и повседневную жизнь людей. Подростки — это взрослые ближайшего будущего. Именно дети и подростки, вероятнее всего, застанут пик развития и продуктивности нейросетей.
Например, учителя в школах и высших учебных заведениях уже используют ИИ для подготовки к урокам и проверки домашних заданий. А студенты и школьники, в свою очередь, ищут ответы на вопросы по учебе не в Google, а в Chat GPT. Время, когда для перевода текста из учебника по английскому нужно было заглядывать в толстенный словарь, ушло. Сейчас достаточно открыть вкладку в браузере или приложение с переводчиком, который использует технологии искусственного интеллекта.
Современные подростки, интересующиеся информатикой и технологиями, могут попробовать себя в сфере разработки и контроля нейросетей. С развитием искусственного интеллекта появляются новые профессии. Один из примеров – специалист по этике ИИ. Миссия этого специалиста – следить за тем, чтобы деятельность искусственного интеллекта отвечала нормам общепринятой морали.
Затрагивая аспект этики, упомянем и о других рисках, которые проявляют себя с развитием искусственного интеллекта. Это потеря рабочих мест, нарушение конфиденциальности персональных данных, авторские права на творчество ИИ и так далее.
Компании обрабатывают персональные данные людей с помощью искусственного интеллекта, потому что это экономит время и средства. Это также вызывает опасения среди ученых и в обществе. С одной стороны, персональные данные людей необходимы для обучения моделей искусственного интеллекта. С другой стороны, есть обоснованный риск утечки этих данных и их неправомерного использования.
Нейросети заимствуют идеи и нормы людей. Поэтому риск предвзятости, нетерпимости, неподобающего и даже оскорбительного поведения ИИ также неизбежен. Существует мнение, что в обозримом будущем интернет будет засорен фейковой информацией, спам-ботами и неэтичным творчеством нейросетей. К сожалению, контролировать деятельность ИИ сложно из-за его всеохватности и стремительного развития. Задача людей — минимизировать данные проблемы.
Искусственный интеллект, несмотря на его распространенность, — это пока все еще экспериментальная технология. Сфера ИИ требует постоянных дорогостоящих и энергозатратных исследований. Но постепенно фокус смещается, ресурсы и специалисты становятся доступнее, а значит, и технология получит широкое распространение.
Искусственный интеллект в первую очередь призван избавить людей от рутинной работы. Нейросети уже упрощают и улучшают жизнь людей. Технологии ИИ используются в образовании, здравоохранении, науке и многих других областях. Сегодня трудно представить сервисы поиска, стриминга, такси и курьерской доставки без использования ИИ. Например, нейросети помогают стриминговым сервисам показывать релевантную рекламу и контент на основе предпочтений пользователя.
Особенно важно оценивать влияние на жизнь новых технологий подрастающему поколению. Искусственный интеллект уже изменил мир и продолжает стремительно развиваться. Параллельно человечеству открывается много новых возможностей для образования и карьерного роста. Поощряйте детей и подростков изучать программирование, статистику и этику, а также участвовать в проектах машинного обучения и ИИ – за ними будущее.