Разработке игр и созданию полезных программ на Python не учат в обычных школах. При этом все больше детей и подростков проявляют интерес к подобным занятиям. Программирование для детей лидирует среди сфер, которые хотели бы изучать школьники — это показало недавнее исследование.
Родителям в этой ситуации остается только прибегать к помощи репетиторов или специальных курсов. При этом всегда есть желание найти лучшего преподавателя.
В этой статье мы разберем, на что обратить внимание при выборе.
Иногда родителям кажется, что лучший репетитор технических наук — это профессор или хотя бы аспирант из МГТУ или МФТИ. Но это не совсем так.
Образование — лишь один из навыков, необходимых преподавателю. При работе с детьми, только начинающими осваивать программирование, важнее становятся так называемые софт-скиллы: коммуникабельность, отзывчивость, гибкость. Эти навыки, как и знание самой дисциплины, приходят с опытом.
Недостаточно просто рассказать детям теорию — нужно научить их применять знания на практике. Для этого преподаватель должен отработать собственную методику подачи материала и проверки его усвоения учениками. Для одних учеников предпочтительна дисциплина и четкая подача материала, для других — «свобода творчества». Талантливый педагог чувствует такие нюансы.
Чтобы хорошо преподавать, не обязательно разговаривать на сленге и быть в курсе последних трендов. Но важно понимать характеры, стремления и увлечения учеников.
Важный навык для репетитора — уметь вдохновлять ученика и поддерживать его интерес к изучению программирования. Это может выражаться в поощрении самостоятельных проектов, участии в конкурсах или хакатонах.
Хороший репетитор помогает выявлять слабые места в работе ученика и предлагает пути их устранения. При этом он находит сильные стороны подопечных и старается их развить. Важно, чтобы преподаватель не исправлял ошибки сам и не давал готовое решение — ученик должен находить правильный ответ с помощью учителя.
Представление о том, что на очных занятиях дети добиваются лучших результатов, уходит в прошлое. Доля EdTech-образования растет. И на то есть причины.
А как выбирали бы репетитора сами преподаватели? На что они обратили бы внимание в первую очередь?
Преподаватель информатики и программирования онлайн-школы для детей Стартория Матвей Данилов выделил три главных пункта.
«Первое — терпение. Любая работа с детьми требует железных нервов. Второе — образованность и эрудированность. Преподаватель не должен быть зациклен только на программировании. Многогранность помогает найти дорожку к ученикам с разными увлечениями и интересами. Да и самому оставаться интересной личностью. А это важно. Ведь дети учатся не у робота, а у неповторимого человека», — говорит он.
Третье важное качество — знания психологии. Благодаря им преподаватель проще добивается раппорта — состояния, когда ученик становится более открытым процессу обучения.
«Я разбираю тему с ребенком до необходимого уровня понимания столько, сколько необходимо, — рассказал он. — Когда провожу самостоятельные или контрольные в школе, то в некоторых случаях даю шанс ученику поднять свой балл за счет эрудиции и общих знаний. Например, за правильный ответ на тему от технических дисциплин до литературы, от мемов до аниме». Он подчеркнул, что даже гениям в одной дисциплине без эрудиции достичь успеха будет тяжело.
Дети не только осваивают теоретические навыки по программированию и геймдизайну. По окончании курса они презентуют собственный проект. Вот тут можно прочитать подробнее.
Мы не выдаем ученикам темы проектов «по умолчанию» — ребенок работает над тем, что ему действительно интересно. Хочешь сделать 3D-модель котика или игру про НЛО? Дерзай!
Такой формат сочетает преимущества индивидуальных и групповых занятий. Из-за небольшого количества учеников преподаватель успевает уделить внимание каждому ребенку. В то же время у детей есть возможность работать в команде и примерять на себя разные роли: лидера, генератора идей, исполнителя и т.д.
Мы собрали команду молодых, увлеченных педагогов, которые знают, чем увлекаются дети, о чем говорят и что слушают.
Задача найти подходящего репетитора становится легче, если четко понимать потребности ребенка и критерии выбора специалиста. Учитывайте квалификацию, опыт преподавания, индивидуальный подход и формат занятий.