У ребенка конфликт с учителем. Что делать?

5 ноября 2024

Согласно исследованию, у 63% опрошенных подростков хотя бы раз возникали конфликты с учителями. Другое исследование показало, что 60% педагогов вступали в конфликтные взаимодействия с учениками.

Получается, что конфликты в школе — это норма? И да, и нет. Произойти конфронтация может по разным причинам. Задача родителя — выявить корень проблемы и помочь ребенку выйти из ситуации с наименьшими психологическими потерями. Подробнее расскажем в нашей статье.

Юлия Гришаева
Контент-принцесса Стартории
Почему возникают конфликты
Недопонимание между учеником и учителем могут провоцировать как вполне очевидные, так и не самые явные причины.
Неподходящий стиль взаимодействия

В классе обычно учится от 20 до 30 человек. Кто-то усваивает материал с трудом, кому-то программа, наоборот, кажется скучной. Часть учеников может быть с ОВЗ. В такой ситуации учитель физически не может найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

Стресс и давление

Дети с повышенной тревожностью реагируют на вполне уместные замечания учителя слишком остро. В этом случае нужно искать причину тревоги: завышенные требования родителей, проблемы с одноклассниками и пр.

Неуместные комментарии или поведение

Бывает, что учителя неосознанно (реже — вполне осознанно) задевают чувства ученика своими словами или действиями. Если при этом нелестные комментарии отпускаются перед всем классом, то это может особенно ранить чувствительную психику подростка.

Разные ценности и убеждения

Несовпадение по ценностям часто приводит к острым ситуациям, которые не всегда получается сгладить в моменте.

Борьба за «лидерство»

Давление со стороны сверстников или проблемы в личной жизни могут повлиять на поведение ученика в классе. Подросток будет идти на конфликт намеренно, чтобы «добавить себе очков» в глазах одноклассников.

Как решать разногласия: пошаговый алгоритм
1. Поговорите с ребенком

Если вы узнали о спорной ситуации, начните с диалога. Постарайтесь выяснить, с чего все началось. От этого будут зависеть дальнейшие действия. При этом в любом случае «корректно» оставайтесь на стороне ребенка, советует психолог Юлия Власова.

«Ребенок в любом возрасте, особенно в начале своего пути в школе, должен быть уверен в том, что родители на его стороне. Разумеется, это не означает, что родители во всем потакают ребенку, что они не требовательны, что ребенок во всем и всегда прав. Это значит, что родители всегда спокойно и терпеливо обсуждают любую ситуацию с ребенком, прислушиваются к его мнению, не унижают его и не требуют беспрекословного подчинения. Тем более они не используют жесткие варианты физического и психологического наказания», — рассказала Юлия Власова в комментарии Стартории.

Она рекомендует не впадать в крайности, не обвинять и не оскорблять учителя при ребенке. Чтобы разговорить подростка и не потерять его доверие, используйте «Я-сообщения»: «мне важно понять ситуацию…», «я хочу помочь тебе…».

2. Поговорите с учителем

Важно провести первую беседу лично: без ребенка и без привлечения администрации школы. Так педагог поймет, что вы намерены спокойно разобраться в ситуации, а не скандалить.

Выслушайте его позицию внимательно и сравните с позицией вашего школьника. Даже если услышите не самые приятные факты, оставайтесь сдержанными.

3. Приступайте к урегулированию

Выяснив изначальную причину конфликта, принимайте меры, исходя из ситуации.

  • При объективных проблемах с успеваемостью признайте проблему и не пытайтесь доказать, что ребенка оценивают неправильно. Чтобы нагнать программу, наймите репетитора или запишитесь на дополнительные курсы по предмету.
  • Если же педагог ставит объективно несправедливые оценки, привлекайте администрацию школы для решения ситуации.
  • Если проблема в систематическом нарушении дисциплины — вариантом помощи может стать психолог.
  • Когда причина конфликта в межличностных отношениях, стоит провести общую беседу. Это может быть как разговор между вами, ребенком и учителем, так и медиация с привлечением третьих лиц.
  • Ребенок через конфликт с учителем просто пытается привлечь внимание? В этом случае нужно искать и устранять первопричину такого поведения: сложности в семье, проблемы с одноклассниками, недавнее травмирующее событие.

Любые действия по урегулированию согласовывайте с ребенком. «Помните о том, что даже после самого неприятного разговора с учителем родители не должны, не обсудив ситуацию с ребёнком, принимать крутые меры», — советует Юлия Власова.

Как не повторить конфликта

Важно убедиться, что найдена действительная причина исходной конфронтации и были приняты все меры для её решения. Не до конца решенная проблема обязательно проявит себя ещё раз.

Постарайтесь, чтобы у ребенка в целом не сложилось негативного отношения к школе. Поддержите интерес учащегося к тем предметам, которые ему действительно нравятся. Поощряйте позитивные внеклассные встречи со школьными друзьями.

Последний, но не менее важный совет: разговаривайте с ребенком как можно чаще. Узнавайте, как развивается ситуация, все ли в порядке. Если ваш школьник старается избегать подобных разговоров — это тревожный звоночек. В таком случае попробуйте узнать у учителя, как сейчас обстоят дела.

Как конфликт влияет на эмоциональное состояние ребенка

Даже если ребенок открыто не проявляет эмоции, это не значит, что конфликтная ситуация в школе его никак не задела. Поддержка в любом случае необходима. Вот что могут сделать родители.

  • В спокойной обстановке еще раз обговорите произошедшее. Постарайтесь понять, какие выводы для себя сделал ребенок.
  • Найдите плюсы. Отметьте сильные стороны, которые проявил школьник. Похвалите, если, например, после разрешения конфликта и принятых мер выросла успеваемость по предмету.
  • Оставайтесь спокойными сами. Ваша реакция напрямую отражается на ребенке.
Поведение ребенка в конфликте зачастую зависит от поведения родителей. Поэтому важно не ругать ребенка. Если ребенок идет на конфликт — возможно, родители также себя ведут при отстаивании своих интересов.
Юлия Власова
Психолог
Другая сторона: что говорят учителя

Как подобные конфликты воспринимают педагоги?

«Я всегда четко обозначаю свою позицию по вопросам, которые могут стать причиной конфликта, и придерживаюсь её. Например, если на моих уроках требуется иметь тетради, то у всех будут тетради, без исключений. Если я обозначил рамки недопустимого поведения, никто не может их нарушать. Формальные и последовательные правила помогают предотвращать конфликты», — говорит Матвей Данилов, преподаватель Стартории по информатике.

По его словам, важно соблюдать отношения «ученик — учитель». В любых отношениях каждый играет определенную роль. Если эти роли смешиваются, это может привести к негативным последствиям. Учитель может быть дружелюбным, но он — не друг ученикам и не родитель. Соблюдение границ помогает избежать недопонимания.

Если ученик переходит все границы, срывает уроки или вносит негатив на занятия, его стоит передать в руки классного руководителя, директора, школьного психолога или родителей. Основная задача учителя — это обучение, и воспитание — хоть и является частью образовательного процесса — в первую очередь является задачей родителей.
Матвей Данилов
Преподаватель Стартории по информатике

В самом по себе конфликте нет ничего страшного. Этот жизненный опыт, который даже может быть полезен ребенку в будущем. Но то, как именно разрешается конфликтная ситуация, влияет на психологическое состояние и поведение маленького человека.

Автор статьи: Юлия Гришаева
Юлия Гришаева
Контент-принцесса Стартории

Читайте также

Хочу быть в теме!
Статьи нашего блога — у вас в почте (рассылка один раз в неделю) или Telegram. Выбирайте, как вам удобнее, и подписывайтесь.
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Даю согласие на обработку персональных данных.
Перейти к верхней панели