Согласно исследованию, у 63% опрошенных подростков хотя бы раз возникали конфликты с учителями. Другое исследование показало, что 60% педагогов вступали в конфликтные взаимодействия с учениками.
Получается, что конфликты в школе — это норма? И да, и нет. Произойти конфронтация может по разным причинам. Задача родителя — выявить корень проблемы и помочь ребенку выйти из ситуации с наименьшими психологическими потерями. Подробнее расскажем в нашей статье.
В классе обычно учится от 20 до 30 человек. Кто-то усваивает материал с трудом, кому-то программа, наоборот, кажется скучной. Часть учеников может быть с ОВЗ. В такой ситуации учитель физически не может найти индивидуальный подход к каждому ребенку.
Дети с повышенной тревожностью реагируют на вполне уместные замечания учителя слишком остро. В этом случае нужно искать причину тревоги: завышенные требования родителей, проблемы с одноклассниками и пр.
Бывает, что учителя неосознанно (реже — вполне осознанно) задевают чувства ученика своими словами или действиями. Если при этом нелестные комментарии отпускаются перед всем классом, то это может особенно ранить чувствительную психику подростка.
Несовпадение по ценностям часто приводит к острым ситуациям, которые не всегда получается сгладить в моменте.
Давление со стороны сверстников или проблемы в личной жизни могут повлиять на поведение ученика в классе. Подросток будет идти на конфликт намеренно, чтобы «добавить себе очков» в глазах одноклассников.
Если вы узнали о спорной ситуации, начните с диалога. Постарайтесь выяснить, с чего все началось. От этого будут зависеть дальнейшие действия. При этом в любом случае «корректно» оставайтесь на стороне ребенка, советует психолог Юлия Власова.
«Ребенок в любом возрасте, особенно в начале своего пути в школе, должен быть уверен в том, что родители на его стороне. Разумеется, это не означает, что родители во всем потакают ребенку, что они не требовательны, что ребенок во всем и всегда прав. Это значит, что родители всегда спокойно и терпеливо обсуждают любую ситуацию с ребенком, прислушиваются к его мнению, не унижают его и не требуют беспрекословного подчинения. Тем более они не используют жесткие варианты физического и психологического наказания», — рассказала Юлия Власова в комментарии Стартории.
Она рекомендует не впадать в крайности, не обвинять и не оскорблять учителя при ребенке. Чтобы разговорить подростка и не потерять его доверие, используйте «Я-сообщения»: «мне важно понять ситуацию…», «я хочу помочь тебе…».
Важно провести первую беседу лично: без ребенка и без привлечения администрации школы. Так педагог поймет, что вы намерены спокойно разобраться в ситуации, а не скандалить.
Выслушайте его позицию внимательно и сравните с позицией вашего школьника. Даже если услышите не самые приятные факты, оставайтесь сдержанными.
Выяснив изначальную причину конфликта, принимайте меры, исходя из ситуации.
Любые действия по урегулированию согласовывайте с ребенком. «Помните о том, что даже после самого неприятного разговора с учителем родители не должны, не обсудив ситуацию с ребёнком, принимать крутые меры», — советует Юлия Власова.
Важно убедиться, что найдена действительная причина исходной конфронтации и были приняты все меры для её решения. Не до конца решенная проблема обязательно проявит себя ещё раз.
Постарайтесь, чтобы у ребенка в целом не сложилось негативного отношения к школе. Поддержите интерес учащегося к тем предметам, которые ему действительно нравятся. Поощряйте позитивные внеклассные встречи со школьными друзьями.
Последний, но не менее важный совет: разговаривайте с ребенком как можно чаще. Узнавайте, как развивается ситуация, все ли в порядке. Если ваш школьник старается избегать подобных разговоров — это тревожный звоночек. В таком случае попробуйте узнать у учителя, как сейчас обстоят дела.
Даже если ребенок открыто не проявляет эмоции, это не значит, что конфликтная ситуация в школе его никак не задела. Поддержка в любом случае необходима. Вот что могут сделать родители.
Как подобные конфликты воспринимают педагоги?
«Я всегда четко обозначаю свою позицию по вопросам, которые могут стать причиной конфликта, и придерживаюсь её. Например, если на моих уроках требуется иметь тетради, то у всех будут тетради, без исключений. Если я обозначил рамки недопустимого поведения, никто не может их нарушать. Формальные и последовательные правила помогают предотвращать конфликты», — говорит Матвей Данилов, преподаватель Стартории по информатике.
По его словам, важно соблюдать отношения «ученик — учитель». В любых отношениях каждый играет определенную роль. Если эти роли смешиваются, это может привести к негативным последствиям. Учитель может быть дружелюбным, но он — не друг ученикам и не родитель. Соблюдение границ помогает избежать недопонимания.
В самом по себе конфликте нет ничего страшного. Этот жизненный опыт, который даже может быть полезен ребенку в будущем. Но то, как именно разрешается конфликтная ситуация, влияет на психологическое состояние и поведение маленького человека.