В 2024 году сразу две разработки в области искусственного интеллекта удостоились Нобелевской премии. Событие знаковое для всей сферы машинного обучения.
Первую из премий, по физике, разделили Джеффри Хинтон и Джон Хопфилд за «фундаментальные открытия и изобретения, которые способствуют машинному обучению с искусственными нейронными сетями». Еще одна премия, уже по химии, была вручена Дэвиду Бейкеру, Демису Хассабису и Джону М. Джамперу за «вычислительный дизайн и предсказание структуры белков».
Нобелевская премия — это престижная награда, которая ежегодно вручается за выдающиеся изобретения и открытия, вклады в мировую культуру или развитие общества.
Как говорится в пресс-релизе Нобелевского комитета, ученые стали лауреатами премии «за фундаментальные открытия и изобретения, обеспечивающие обучение машин с помощью искусственных нейронных сетей».
Хопфилд смог создать структуру, «которая способна хранить и восстанавливать информацию». Хинтон придумал «метод, позволяющий самостоятельно обнаруживать свойства данных». Это оказалось важным для работы крупных искусственных нейросетей.
«Хотя компьютеры не могут мыслить, теперь они способны имитировать память и обучение. Лауреаты премии по физике нынешнего года помогли сделать это возможным», — отметили в Нобелевском комитете.
Одна из самых престижных премий в мире была вручена также Дэвиду Бейкеру за его успех в создании новых белков. Ранее это казалось практически невозможным. Его коллеги Демис Хассабис и Джон М. Джампер разделили эту награду за решение многолетней проблемы предсказания сложных структур белков с помощью модели искусственного интеллекта. Она известна как AlphaFold, которую они разработали.
Ранее на определение структуры белка требовались годы экспериментов. Работа этой группы ученых по определению структуры, по мнению Нобелевского комитета, является первым и наиболее важным шагом в понимании функции белка. Например, открытие Дэвида Бейкера, Демиса Хассабиса и Джона М. Джампера позволило ученым наиболее точно понимать природу коронавируса и увеличить шансы на лечение и профилактику заболевания.
Как говорит Матвей Данилов, преподаватель онлайн-школы Стартория, в последние годы достижения в области искусственного интеллекта и нейронных сетей перевернули представление о том, что могут делать компьютеры.
Эти технологии показывают, как программирование влияет на биологию, физику и химию, помогая решать задачи, которые раньше казались невозможными. Эти технологии позволяют разрабатывать лекарства, улучшать фотографии, анализировать тексты и т.д.
«Начав изучать программирование, ты сможешь создавать свои проекты и делиться ими с миром, решать реальные проблемы и помогать людям, быть на передовой технологий и менять будущее», — говорит Матвей. Тот, кто владеет навыками работы с ИИ, открывает себе двери в мир великих научных открытий.
И это более чем реально! В онлайн-школе для детей и подростков Стартория выстроена система обучения, которая направлена на развитие ключевых навыков программирования.
Например, одна из самых востребованных наших программ построена на том, что ребенок под руководством педагогов по шагам проходит путь от программиста на Python — одного из самых популярных языков программирования — до back-end разработчика и разработчика игр.
Как это сделано в Стартории и какие результаты получают ученики, рассказывают они сами: читайте здесь.