По данным социсследований, интернет-площадки стали для подростков привлекательнее, чем офлайн-магазины. Теперь маркетплейсы — фавориты для оформления заказов. Однако виртуальный шоппинг — не всегда простое занятие.
Как сделать покупки безопасными, а сам процесс выбора — отличной возможностью научить подростка управлять финансами с помощью банковских приложений?
Что чаще всего покупают российские школьники в интернете и какую рекламу смотрят? Как уберечь кошелек, чтобы подросток не потратил случайно все деньги или, что еще хуже, не попался на уловки мошенников? Обо всём этом — в нашем материале.
Институт общественного мнения «Анкетолог» провел исследование, согласно которому 72% детей в возрасте от 5 до 16 лет совершают покупки в интернете. Самыми популярными платформами для онлайн-шоппинга стали Wildberries и Ozon.
По данным опроса, среди самых популярных расходов подростков — покупка сладостей, снеков, фастфуда и игрушек. В то же время родители не поддерживают траты детей на татуировки и пирсинг (66%), виртуальные предметы в видеоиграх (53%), сами видеоигры (47%), неподходящие игрушки (46%), газированные напитки (41%) и окрашивание волос (39%).
Помимо физических вещей, поколение альфа склонно приобретать цифровой контент, оплачивать подписки на стриминговые сервисы, донатить в игры. При этом то же исследование указывает, что 53% родителей не одобряют покупку скинов в видеоиграх, а 47% — против покупки самих игр.
Интересно отметить, что 56% опрошенных подростков копят деньги. Такое разумное обращение с финансами не может не радовать. Возможно, на откладывание денег детей подталкивают приложения банков с развернутой, понятной аналитикой и советами по финансовой грамотности. Это здорово, потому что школьники с раннего возраста учатся обращаться с деньгами правильно и знают им цену.
Молодое поколение редко обращает внимание на баннеры на сайтах, они не читают спам и пропускают рекламные видеоролики.
Это разновидность контента, которым хочется поделиться с друзьями. Обычно молодёжь привлекают смешные, необычные или эстетичные ролики, мемы, истории из жизни сверстников и т. д.
Часть подростков вдохновляется на покупки видеоиграми, аниме и другим цифровым контентом. Помимо игровых артефактов, самих игр и техники, их также интересует мерч. Это одежда, аксессуары, постеры и другие товары, так или иначе отражающие увлечения подростка.
Это подтверждают и цифры. Как пишет РБК со ссылкой на отчет Ассоциации блогеров и агентств (АБА), оборот рынка инфлюенс-маркетинга в России в 2021 году достиг 15 млрд руб. Несмотря на запрет и отключение ряда соцсетей, отмену монетизации YouTube, уход западных брендов и изменения в законодательстве о рекламе, спад отрасли в 2022 году не превысил 5% по сравнению с 2021 годом, отмечают в АБА.
К концу 2024 года эксперты ожидают не просто возвращения к темпам роста предыдущих периодов в 150–200% в год, но и значительного превышения этих показателей.
Иными словами, реклама у блогеров работает. И значительная часть их аудитории — как раз школьники и подростки.
Известны случаи, когда люди становились жертвами мошенников в интернете. Например, Лариса из города Электросталь пишет:
«Мы с мужем решили подарить сыну смартфон на день рождения. Он выбрал дорогую модель, но 18 лет не каждый день исполняется — надо его порадовать. Посмотрели в интернете, где купить такой телефон, и наткнулись на московский интернет-магазин с доставкой в любую точку России. Цены там намного ниже, чем везде.
Насторожились — почему такая разница? Прочитали на сайте интернет-магазина, что он так продвигает безналичные платежи. Там же была фотография склада и подробная схема на карте, как проехать. Всё выглядело убедительно. Тем более друзья уже давно заказывают через интернет то телевизор, то пылесос — дешевле выходит.
Отправили предоплату через сайт. Сделали всё по инструкции: ввели данные карты и пин-код. Пришла смс о списании, а через несколько минут сообщения стали приходить одно за другим, и скоро на карте не осталось денег. Позвонили в полицию и банк, написали заявление и заблокировали счёт, но что толку?
Муж ездил в Москву, благо недалеко живём, а на месте магазина ничего нет — вывеску просто пририсовали! Телефон, указанный на сайте, не работал, а сам сайт пропал через два дня. Сын остался без подарка, а мы месяц жили на мою зарплату — у мужа с карты утекло 50 000 рублей. Больше интернет-магазинам не доверяем».
Задача взрослых — объяснить детям базовые правила безопасности для комфортного онлайн-шоппинга и поддержать ребенка, если его права потребителя были нарушены.