Новое поколение детей жаждет быстрого и игрового обучения, индивидуального подхода и практического контента. Они подкованы технологически и готовы перенимать новые знания.
Психологи и социологи по всему миру изучают детей поколения Альфа, родившихся с начала 2010-х по середину-конец 2020-х годов. Исследователи готовы немного заглянуть в будущее, чтобы понять, какой мир будут строить люди 21 века.
Главный фактор, повлиявший на мышление современных школьников, — доступность информации. Традиционно акцент в образовании делается на изучение теории, но поколению Альфа, которое может с лёгкостью найти и проверить любой факт за пару минут, важно иметь возможность практики и интерактивного обучения.
Согласно совместному исследованию маркетингового агентства Razorfish (США) и исследовательской фирмы GWI (Англия), социальные сети и онлайн-платформы играют важную роль в обучении маленьких Альфа, которые больше всего ценят простоту и эффективность.
Им нравится получать информацию короткими, понятными блоками, освоение которых не требует больших временных затрат и сразу даёт практическую пользу. Их самый любимый обучающий формат — короткие видеоролики с понятными инструкциями. Если контент содержит готовое решение или подсказку, он точно привлечёт их внимание.
Постоянная вовлечённость в онлайн-среду расширяет их кругозор, даёт возможность изучить интересующие явления с разных точек зрения и глубже погрузиться в тему.
Многие дети используют цифровое пространство не только для развлечения, но и обмениваются там знаниями и создают совместные проекты (например, вместе работают над созданием приложений или видеоигр).
Социологи, педагоги и психологи многих стран изучают поведение нового поколения.
Разумеется, всеми авторами отмечается технологическая грамотность детей Альфа. Это принципиальный признак данного поколения.
Появляются работы, в которых прогнозируются и отрицательные качества детей поколения Альфа. Например, меньшая общительность по сравнению с Y и Z — это результат зависимости от виртуального пространства. Кроме того, много говорят об эгоистичности и избалованности. Ещё бы — такой высокой материальной обеспеченности не знало ни одно поколение до них.
Сильнее всего детей Альфа мотивирует игровая механика. Видеоигры для них — часть жизни, они интуитивно понимают их и хотят видеть в процессе обучения.
Исследования социологов показывают, что 53% детей предпочитают развивать навыки с помощью обучающих игр и приложений. Учебные программы, которые включают в себя элементы геймификации, прекрасно удерживают детское внимание и повышают продуктивность учеников.
Ещё один фактор внешней мотивации для современных детей — ощущение себя частью коллектива. Они с удовольствием осваивают новые навыки вместе, например, создавая игры в Roblox со сверстниками.
Внутренняя мотивация детей Альфа строится вокруг их стремления к самовыражению и креативности. Они с удовольствием исследуют новое и занимаются творчеством, которое в основном связано с цифровыми технологиями.
Исследование турецких учёных К. Апайдин и Ф. Кайя определило, что детям Альфа требуется более персонализированное обучение, чем их предшественникам. Они хотят больше наглядности и групповых видов деятельности, а также обратной связи.
Чтобы поддерживать постоянный интерес к учёбе, детям нужно давать задания, которые побуждают их анализировать новую информацию, делать самостоятельные выводы и применять полученные знания на практике. Лучше всего дети Альфа учатся в ходе интерактивов, которые нужно обязательно включать в процесс изучения теории.
Школьная система перестраивается очень медленно, но родители уже сейчас могут предложить ребёнку материалы в интересном для него формате. В интернете можно найти множество коротких видеоуроков на любые темы, в которые включена анимация и игровые задания.
Несмотря на очень высокий уровень образования, в будущем детям Альфа, по мнению исследователей, может не хватать навыков долгосрочного планирования, необходимых для поддержания мотивации. Пока ребёнок ещё учится в школе, родители могут восполнить эти пробелы, научив его правильно ставить цели.
Дети Альфа очень уверенно чувствуют себя в цифровом пространстве, но это не означает, что они не нуждаются в живом общении. Причём не только со сверстниками.
В том же исследовании турецких учёных выяснилось, что дети, по их собственным словам, ждут, что учитель в школе будет их понимать и каким-то образом выделять. То есть, несмотря на уверенное владение виртуальным пространством, дети, как и прежде, хотят индивидуального подхода в реальном мире.
К XXII веку население Земли превысит 11 миллиардов, и примерно две трети представителей поколения Альфа будут работать на должностях, которых сейчас просто не существует.
А учёные дают всему человечеству невероятную надежду — по количеству и качеству полученных знаний Альфа превзойдут все предыдущие поколения. Главное — правильно распорядиться.