История киберархитектора, подарившего миру цифровой разум

29 ноября 2024

Он построил компьютер для расчётов по созданию водородной бомбы и сделал первый численный прогноз погоды. Получил славу автора основ архитектуры вычислительных машин и одного из «отцов» самого разрушительного оружия в истории человечества.

Даже современники признавали его выдающийся талант. Математик Питер Лакc говорил так: «Большинство математиков доказывают то, что могут. Фон Нейман доказывает то, что хочет».

О человеке, с именем которого связывают архитектуру большинства современных компьютеров, — наша статья.

Анна Муравьёва
Редактор медиа Стартории

Само имя «Джон фон Нейман» звучит как загадочный код, скрывающий за собой целую историю. Настоящее имя этого гения — Янош Лайош Нейман.

Рождённый в 1903 году в Будапеште, он был представителем венгерской интеллигенции, чьи корни уходили в аристократические круги. Приставка «фон» появилась в венгеро-еврейском роду Нейманов на волне моды на дворянские титулы в то время, а «Джон» — американская адаптация имени, принятая при эмиграции.

Юный гений

Уже в детстве Янош демонстрировал феноменальные математические способности. По некоторым сведениям, в шесть лет он легко выполнял сложные арифметические операции в уме, а в восемь разбирался в математическом анализе — области, доступной далеко не каждому взрослому. Он мог часами беседовать с отцом на древнегреческом.

В 10 лет Яноша отдают в элитную гимназию. И тут первая удача — знакомство с Ласло Ратца, талантливым математиком, «воспитателем гениев». Среди его подопечных — Юджин Вигнер, лауреат Нобелевской премии по физике, и Эдвард Теллер, «отец» водородной бомбы.

Первая научная работа Яноша (подготовленная в соавторстве с М. Фекете) была опубликована, когда юноше исполнилось 18 лет.

К 23 годам фон Нейман становится самым молодым приват-доцентом Берлинского университета, преподаёт в университете Гамбурга, активно издаёт научные работы. В 1929 году его приглашают в Принстонский университет с курсом лекций по математике.

Прозорливо рассудив, что в Германию ему лучше не возвращаться (шёл 1932 год), он принимает приглашение и остаётся в Принстоне. Там он органично присоединился к компании соотечественников-венгров, работавших в Принстоне: Лео Сциларду и Эдварду Теллеру. Это трио впоследствии плотно ассоциировалось у современников с разработкой ядерного оружия.

Однако не бомбой единой интересовался Нейман. Характер его гения был таков, что найти ссылки на него можно чуть ли не во всех разделах математических наук. Его «след» остался и в компьютерной теории.

Те, кто профессионально занимается кибервирусами, также прекрасно знают имя этого учёного — именно он первым предложил метод создания самовоспроизводящихся систем.

Рождение цифрового разума

Президент США Дуайт Эйзенхауэр и Джон фон Нейман (источник)

Середина 40-х годов прошлого века. В стенах Пенсильванского университета группа учёных, среди которых выделялся харизматичный Джон фон Нейман, работала над созданием ЭНИАКа — первого в мире электронного цифрового компьютера.

ЭНИАК был «монстром», занимающим целое помещение, но его создатели уже видели его перспективы. Во время дневных дебатов и ночных обсуждений рождались идеи о машине более совершенной.

Так на свет появилась концепция EDVAC — компьютера, который должен был стать не просто калькулятором, а компьютером в его современном понимании.

В марте 1945 года фон Нейман оформил свои идеи в виде отчёта. В нём он изложил принципы, которые легли в основу архитектуры всех современных компьютеров. Этот отчёт, словно искра, поджёг воображение учёных по всему миру.

Однако история этого отчёта таит в себе неожиданный поворот.

Изначально этот доклад предназначался исключительно для внутреннего пользования, как рабочий материал для небольшой группы разработчиков. Однако Герман Голдстайн, представлявший интересы армии США, решил, что эти идеи слишком ценны, чтобы оставаться в тени.

Без ведома авторов он организовал широкую рассылку отчёта среди учёных. Поскольку на титульном листе значилось только имя фон Неймана, создалось впечатление, что он был единственным автором этих революционных идей.

Как бы то ни было и какие этические оценки такому стечению обстоятельств ни были бы даны, после опубликования доклада компьютеры были признаны объектами, представляющими научный интерес. Так они получили широкое название как «машины фон Неймана».

А вот с языками программирования, как бы это ни было парадоксально, у фон Неймана не задалось. Все попытки их развивать он объявлял бессмысленными, не раз во всеуслышание заявляя, что никакой практической пользы это занятие не принесёт.

Тот, кто создавал сложнейшие системы и алгоритмы, оказался бессилен перед лицом простой биологической машины. В 51 год рак костей поставил точку в жизни Джона фон Неймана, гения, чьи идеи продолжают определять развитие компьютерной техники.

Автор статьи: Анна Муравьёва
Анна Муравьёва
Редактор медиа Стартории

Читайте также

Хочу быть в теме!
Статьи нашего блога — у вас в почте (рассылка один раз в неделю) или Telegram. Выбирайте, как вам удобнее, и подписывайтесь.
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Даю согласие на обработку персональных данных.
Перейти к верхней панели