Каждый родитель хочет для ребенка лучшего. Родительская забота и поддержка незаменимы. Взрослея, подростки нуждаются в любви еще больше, так как становятся особенно уязвимыми в эмоциональном плане. Однако, к сожалению, даже самым чутким родителям сложно вовремя распознать изменения в настроении ребенка.
Подростки иногда выглядят отчужденными, раздраженными или унылыми. С одной стороны, это нормальная стадия взросления. Но с другой — такое состояние может быть сигналом о ментальных проблемах.
Как понять, что тинейджера нужно показать психологу или психотерапевту? Что представляет собой психотерапия для детей и подростков? Как найти подходящего специалиста и не допустить более серьезных заболеваний и осложнений? Разберемся в статье.
Мозг детей отличается от мозга взрослых. В возрасте от 6 до 12 лет дети все еще развивают способности к совершению несложных для взрослых операций. Таких, как, например, сложение и вычитание. Только в подростковом возрасте, то есть от 12 до 18 лет развивается более сложное мышление. Тинейджеры понимают абстрактные концепции и разные точки зрения, формируют собственные взгляды на основании известных принципов.
Поэтому взрослым часто бывает сложно понять ход мыслей ребенка или подростка. Тинейджеры только-только начинают вступать во взрослую жизнь, понимать, что этот мир из себя представляет. Столкнувшись со сложностями, несправедливостью и несчастьями, подростки реагируют особенно резко. В переходном возрасте из-за гормональных изменений эмоции ощущаются гораздо острее, чем у взрослых.
Вот почему дети и подростки наиболее подвержены ментальным проблемам. Чтобы предупредить возможный кризис, родителям ребенка не нужно стесняться вовремя обращаться за помощью к специалистам. Ни в коем случае не стоит обесценивать чувства ребенка, говоря, что это нечто «временное». Да, подросткам становится легче воспринимать тяжелые жизненные ситуации по мере взросления. Однако пренебрежение к вопросу коррекции ментальных проблем, как показывает практика, к сожалению, может привести к неприятным последствиям.
Психотерапия для детей и подростков значительно отличается от сеансов терапии для взрослых. Так как психика и мозг детей работают по-другому, для достижения результатов психологи и психотерапевты используют особенные тактики и подходы к выявлению и лечению заболеваний.
Дети младшего возраста лучше обрабатывают и понимают эмоции посредством игры. Психологи и психотерапевты используют игры и игрушки на своих занятиях, чтобы облегчить процесс терапии. Родителям может показаться, что ребенок «просто играет» на сеансах. На самом деле терапевт создает комфортное пространство для важной эмоциональной работы.
Подросткам также помогает и традиционная когнитивно-поведенческая терапия. Большая часть сеанса проходит в обсуждении вещей, которые, по мнению родителей, не имеют отношения к проблемам. То, что, по мнению вашего подростка, важно осветить в терапии, может не полностью совпадать с вашим представлением о лечении.
Арт-терапия представляет собой выражение эмоций через творчество. На сеансах дети и подростки рисуют, лепят из пластилина или глины, поют или танцуют. С помощью искусства многим ребятам легче отпустить накопившиеся напряжение и стресс.
Иногда проблема кроется в отношениях между членами семьи. Поэтому индивидуальные сеансы не приводят к необходимым результатам. Для того чтобы разобраться в конфликтах и устранить недопонимания, можно обратиться к семейной психотерапии. Многие психотерапевты специализируются именно на семейных сеансах.
По закону перед началом любого лечения родитель или законный опекун дают письменное согласие. Однако это не означает, что у взрослых членов семьи будет доступ ко всей информации о проведенных сеансах. Право на конфиденциальность гласит, что, за некоторыми исключениями, родители не получают записи специалиста, сделанные во время сеансов с ребенком, целиком.
Важно отметить, что лечение приносит результат только тогда, когда подросток доверяет психотерапевту. Специалист обычно обсуждает вопросы конфиденциальности с подростком в начале сеанса, чтобы тот чувствовал себя комфортно и мог открыться эмоционально.
Нюансов, как видите, много, но постарайтесь не переживать — родители и опекуны все же могут задавать терапевту ребенка вопросы о лечении, его подходе к терапии или обо всем, в чем не уверены.
Если ребенок сам говорит, что ему нужна психотерапия, отнеситесь к этому серьезно. Однако не всегда дети и подростки достаточно открыты и смелы для того, чтобы прямо сказать об опасениях по поводу ментального здоровья.
Найти подходящего психотерапевта не так просто. Ведь нужен тот, кто специализируется на тревожащих ребенка проблемах, доступен по цене, расписанию и местоположению, и просто-напросто нравится как личность.
Важно, чтобы ребенок и психотерапевт хорошо ладили и доверяли друг другу. Возможно, придется обратиться к нескольким врачам, прежде чем вы встретите того, с кем подросток будет чувствовать себя в безопасности и комфортно.
Хотя они не всегда это показывают, дети чувствуют эмоции окружающих их взрослых. Подросток копирует поведение родителей или бунтует из-за обиды и невысказанных чувств.
Многие не решаются обращаться за помощью из-за стигматизации ментальных проблем в обществе. Покажите ребенку на примере, что посещать психолога — это нормально. Терапия поможет изменить подход к воспитанию детей в лучшую сторону и разомкнет порочный круг нездоровых семейных тенденций. При необходимости рассмотрите вариант семейной терапии, чтобы поработать над взаимоотношениями.
Главное помнить — если ребенок нуждается в терапии, это не значит, что вы плохой родитель. Иногда лучшее, что можно сделать, — это обратиться за профессиональной поддержкой для него или для себя.
У любого ребенка могут наблюдаться проблемы в поведении или выражении эмоций. Проблемы с ментальным здоровьем мешают повседневной жизни, взаимоотношениям и успеваемости. Все это может указывать на необходимость психотерапии для выхода из ситуации.
Консультация педиатра или психолога поможет определить, необходима ли подростку психотерапия. Главное — реагировать на тревожные знаки вовремя, не игнорировать просьбы ребенка и не поддаваться стереотипам и стигматизации.