Правила цифровой переписки поколения альфа

3 июля 2024

Поколение альфа — это дети, рожденные с 2011 года. Социологи выбрали именно 2011-й за точку отсчета не случайно: это год прихода в Россию социальной сети Инстаграм*. Поколение альфа заводит первые аккаунты в соцсетях еще в детском саду. Эти дети оставляют цифровой след раньше, чем сумеют понять, что это значит. Битва интернет-гигантов за внимание альф начинается с самых ранних лет, и поэтому они так непохожи на родителей-миллениалов. В статье расскажем, какие тренды в общении задают современные подростки.

Мария Урусова
Контент-принцесса Startoria
Как поколение альфа общается прямо сейчас

В устной речи альфы больше похожи на старших ребят. Но даже в устной речи они могут вести себя странно: наверняка вы видели, как дети приказывают бытовой технике и часто разговаривают в повелительном наклонении. Не стоит их винить.

Прямо сейчас собеседником подростка может быть Алиса или чат-GPT. Всевозможные нейропомощники лучше всего понимают именно приказной тон общения, а дети получают сигнал, что все делают правильно.

Ученые уже подсчитали, что современные подростки способны концентрировать внимание максимум на 8 секунд.

  • С одной стороны, это проблема: дети усваивают информацию только поверхностно, и им может быть трудно сосредоточиться.
  • Но с другой, их можно понять: так называемое клиповое внимание — это защитный механизм мозга. В онлайне подростки окружены тоннами информации: сообщениями в мессенджерах, рекламой, новостями, короткими видео и уведомлениями.

Мозг адаптируется: отключает внимание для всего фонового шума.

Основной досуг альф — просмотр вертикальных видео. Даже прослушивание треков теперь происходит не в музыкальных сервисах, а через шортсы: дети слушают то, что становится популярным из-за алгоритмов соцсетей и блогеров.

Все это привело к тому, что поколение альфа готово посвящать любой информации примерно столько же: 5-8 секунд — предел для большинства подростков.

  • В этом есть и плюсы — дети учатся сообщать информацию максимально сжато и рассказывать только самое главное.
  • Но в то же время есть обратная сторона медали: темы, которые требуют большего погружения, могут так и остаться без внимания.

Яркое и короткое видео вызывает дофаминовый скачок, и такой контент хочется смотреть снова и снова — совсем не похоже на урок по физике или чтение повести по литературе.

Тренды в переписке у поколения альфа

Заглавные буквы, точки и запятые больше не нужны. Подростки не любят формализм, а зумеры, которые выходят на первые работы, не задерживаются в офисах со строгой иерархией начальник-подчиненный.

Кстати, по этой логике в личных переписках абсолютная грамотность тоже не нужна. Либо собеседник и так все поймет, либо можно довериться автоисправлению — и то, и другое в глазах подростков нормально. А заглавные буквы и знаки препинания можно оставить для школы.

Короткие фразы вместо сложных конструкций. Давайте признаем: сложносочиненные предложения любят только учителя литературы, и то не все. Подростки же будут жить в быстром темпе, и у них нет времени на витиеватые фразы. Этот тренд уже стал массовым, поэтому ребенка лучше не переучивать и дать свободу в личных переписках. Главное, что ребята сами понимают друг друга.

Некоторые фразы вообще становятся условными. Если вы увидели, что в комментариях под видео кто-то написал набор букв вроде АЗХЪФВХЗЧЖАААХ — знайте, что автор этого не очень содержательного высказывания, скорее всего, альфа или зумер и ему было очень смешно. Теперь посмеяться и порыдать можно любыми звуками.

Минимум эмодзи. Альфы считают эмодзи и смайлики такими же грамматическими излишествами, как и точки с запятыми. Во-первых, нужный значок искать слишком долго, а во-вторых, яркое пятно создает визуальный шум, которого у подростка в онлайне и так слишком много. Возможно, эмодзи еще вернутся в моду, но пока детям много уже всё, что больше одного.

Хотя такие тренды в переписке и кажутся странными или неряшливыми, лучше дать ребенку право на идентичность. Подростки хотят быть в своей стае и даже немного радуются, когда их переписка кажется взрослым непонятной. Так они чувствуют себя особенными и отделяют себя от скучных формальностей.

* Instagram принадлежит холдингу Meta, который признан экстремистской организацией. Деятельность компании запрещена на территории России.

Автор статьи: Мария Урусова
Мария Урусова
Контент-принцесса Startoria

Читайте также

Хочу быть в теме!
Статьи нашего блога — у вас в почте (рассылка один раз в неделю) или Telegram. Выбирайте, как вам удобнее, и подписывайтесь.
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Даю согласие на обработку персональных данных.
Перейти к верхней панели