Копирование статей из Википедии, краткие содержания книг из школьной программы, решебники и сборники готовых эссе — все это давно в прошлом. Теперь подростки используют для учебы искусственный интеллект. Прогрессивные преподаватели также не остались в стороне от технологий будущего — учителя готовятся с помощью ИИ к урокам: разрабатывают тесты на PrepAI, проверяют с помощью программы Gradescopeработы по физике, математике и другим предметам.
В статье разберемся: на что способен ChatGPT, чем ИИ может быть полезен, а чем – опасен для подростков, и какие нравственные дилеммы неизбежны для тех, кто уже использует нейросети?
С началом цифровизации нулевых, достигшей пика во время всемирного карантина, обучение и преподавание все больше переходят в киберпространство. За последние десять лет появилось много новых технологий в области образования. А если говорить об ИИ, то он развился и достиг популярности быстрее всего.
Преимущество искусственного интеллекта на фоне прочих технологий современности — способность к машинному обучению. Если еще два года назад ChatGPT все время ошибался и нелепо формулировал предложения, то сейчас он успешно заменяет многим даже поисковик Google.
Но то, как ИИ работает с информацией, важнее всего именно для сферы образования. Нейросети пишут тексты, анализируют или систематизируют обширные данные и переводят речь с одного языка на другой в реальном времени.
Нейросети помогают современным преподавателям составлять учебные материалы, персонализированные под особенности и потребности учеников. Такой подход разбавляет скучную и однотипную учебную программу, делает процесс учебы интереснее, а материал урока более запоминающимся и усвояемым. ИИ – мастер на все руки, он составляет и проверяет готовые тесты и домашние задания, анализирует прогресс студентов. Современные дети и подростки учатся быстрее, используя ИИ для поиска информации и конспектирования.
Ученики обращаются к ИИ в поисках ответов на возникшие в процессе учебы вопросы, ведь нейросети вполне успешно заменяют собой поисковики. Кроме того, ИИ структурирует информацию из интернета и отвечает на отправленный пользователем тезис или вопрос кратко, в виде конспекта или списка.
Раньше необходимые для занятий тесты и упражнения приходилось брать в учебниках или интернете. А с количеством подтем и ответвлений от них, особенно в гуманитарных предметах, найти подходящий готовый материал было трудно или вообще невозможно. В некоторых случаях преподавателям не оставалось ничего другого, как готовить обучающие материалы по теме самим.
Нейросеть напишет текст или разработает задание на заданную тему за считанные минуты. При этом ИИ под силу персонализировать материал под потребности и особенности каждого отдельно взятого ученика.
Учебники, лекции и книги с большим процентом «воды» и ненужной информации тратят силы учащихся и отнимают время, превращая учебу в мучение. На помощь современным ученикам приходят нейросети, которые способны записывать лекции, конспектировать и структурировать тексты, проводить расчеты и аналитику, избавляя учеников от рутинной работы.
Нейросети выступают и в качестве переводчиков, переводя речь с одного языка на другой в режиме реального времени. Поэтому учащиеся, говорящие на других языках, получают доступ к любой интересующей информации, на каком бы языке она ни была написана или озвучена.
ИИ бесплатен и доступен для каждого. Благодаря этому дети из малообеспеченных семей могут наравне со сверстниками искать необходимую для учебы информацию, а еще расширять границы, получая все необходимые возможности для творчества, занятий по интересам и внеклассных активностей.
И все же трудно представить, что чьими-то одиночными усилиями можно остановить развитие и распространение ИИ, равно как и любого другого аспекта цифровизации. ИИ способен упростить жизни людей, взять на себя некоторую рутинную, требующую времени и энергии работу, а, значит, что он желанный помощник и путь ему везде открыт.
С помощью ИИ подростки учатся продуктивнее и быстрее. Обучение становится персонализированным, а от образовательных учреждений требуется все меньше вложений в связи с автоматизацией процессов, причем на всех уровнях.
Что же касается опасений, все мы понимаем, пожалуй, что искусственный интеллект, как и интернет в целом, может использоваться во благо. И ровно на столько, на сколько каждый человек решит для себя лично.
Несмотря на то, что у нейросетей есть много достоинств, существенно упрощающих нашу жизнь, не обошлось и без минусов. В частности, это связано со спецификой использования ИИ подростками. Современным родителям и их детям нужно отнестись к вопросу применения ИИ в учебе со всей серьезностью, поскольку это довольно мощный информационный канал и инструмент, доступный каждому желающему.
Итак, вот на что необходимо обратить внимание взрослым и что нужно объяснить детям:
Кроме того, у ИИ случаются сбои, когда нейросеть формулирует предложения с потерей смысла, либо добавляя смысл новый и недостоверный.
Нельзя безоговорочно верить нейросетям и искать в них точную информацию. Учебники и книги проверяются и редактируются специалистами, поэтому обращаться к ним все еще гораздо надежнее. В этой связи ИИ следует рассматривать именно как вспомогательный элемент, а относиться к получаемым данным всегда со здравым скептицизмом.
Творчество, созданное с помощью ИИ, поднимает и еще один этический вопрос. Если за такой короткий промежуток времени от своего создания ИИ превратился в незаменимый инструмент для представителей творческих профессий, не значит ли это, что нейросети в будущем смогут полностью вытеснить настоящих авторов?
Еще один чувствительный аспект — творчество нейросетей может оскорбить или расстроить определенную аудиторию. Поэтому человечеству крайне важно следить, чтобы ИИ отдавали приоритет этическим соображениям в процессе творческой деятельности.
Технологии наблюдения на базе искусственного интеллекта, такие как системы распознавания лиц и алгоритмы отслеживания местоположения, могут нарушать права частных лиц. Эти технологии все чаще используются без их ведома и согласия, что вызывает у некоторых людей опасения по поводу массовой слежки и вторжения в частную жизнь.
ИИ — мощнейший инструмент для сбора, анализа, структурирования информации и создания на ее основе нового контента, которому сейчас нет равных. И применять технологии будущего в образовании необходимо, чтобы даже просто не отставать от всеобщего прогресса.
Нейросети, обеспечивая массу преимуществ, значительно ускоряют и упрощают процесс обучения. ИИ автоматизирует процесс оценки работ учащихся, составляет расписание и делает другую рутинную, но важную работу.
Учителя существенно экономят время на подготовку к урокам. А подростки имеют доступ к информации в удобном формате из любой точки мира.
Нейросети не смогут заменить людей на творческих работах, как бы далеко они ни шагнули. А детям и подросткам для успешного обучения все еще необходимо общение с реальными, одушевленными наставниками.
И все же нейросетей не стоит бояться. В любом случае, они уже стали частью нашей жизни и будут только развиваться и становиться популярнее. Главное — использовать их во благо и в разумных пределах.