«Слишком самостоятельными стали» — говорят порой люди старшего поколения про детей и подростков. Звучит это осуждающе — и зря. Самостоятельным человеку предстоить быть всю жизнь, а учиться этому нужно именно в подростковом возрасте.
При этом все чаще психологи, социологи и демографы говорят о синдроме Питера Пэна. Это не медицинский диагноз, а понятие, которое описывает взрослых, которые не хотят или не могут повзрослеть психологически. Такие люди часто избегают обязательств, например, серьезных отношений или карьеры.
Они, как инфантильные подростки, откладывают важные дела и проблемы, надеясь, что кто-то другой их решит.
О подростковой самостоятельности и как ее сформировать читайте в нашем материале.
Когда речь идет про подростков, это понятие ограничивается, скажем, умением сделать домашнее задание без подсказки или сходить в магазин за покупками.
Однако в более широком понимании это этап взросления, который закладывает основу для успеха во взрослой жизни. Пропустить его — значит получить человека, который не готов ни к карьере, ни к семье, ни к развитию собственных талантов.
Понятие самостоятельности часто рассматривают в контексте теории привязанности Джона Боулби. По мнению ученого, привязанность ребенка к взрослому — биологический инстинкт, он позволяет ребенку эффективно исследовать мир, чувствуя себя в безопасности.
Кроме того, для понимания идеи самостоятельности важна теория зон ближайшего развития Льва Выготского. Он говорил, что дети лучше осваивают навыки, если сперва получают их в поддерживающей среде — от родителей или педагогов — а потом начинают действовать самостоятельно.
Исследователи констатируют, социальные условия напрямую влияют на процесс взросления. Дети, чьи семьи относят себя к благополучным и обеспеченным (условный средний класс), получают длительную помощь от родителей и не воспринимают себя как взрослых. В то время как малообеспеченные молодые люди с ранних лет вынуждены брать на себя много социальных обязательств, и их переход к взрослой жизни происходит стремительно.
Многие современные родители проходили этим путем в 90-е и нулевые годы. И для своих детей такого не хотят.
Вот тут они ступают на тонкий лед чрезмерной опеки.
А мой самостоятельный ребенок — какой? Что, как мне кажется, ему важно делать/решать самому?
Скорее всего, то, что вы назовете — те границы самостоятельности, которые вы допускаете для своего школьника. Со временем, если все идет правильно, эти пределы будут расширяться.
Как рассказала Стартории семейный психолог Евгения Мисюченко, стиль воспитания, применяемый родителями, может либо помочь, либо затормозить . Модели поведения, которые ребенок впитывает в семье, часто становятся основой для его личностных установок.
«Если подросток демонстрирует пассивность и отсутствие инициативы, это может быть отражением того, что он видел и усвоил в семье. Например, если родители не ставят перед собой цели и избегают саморазвития, велика вероятность, что и подросток будет придерживаться аналогичного подхода», — дает психолог совет родителям.
Парадоксально, но чересчур опекающие родители тоже могут косвенно способствовать формированию пассивных установок у своих детей.
Стоит учитывать, что самостоятельность деятельности играет ключевую роль в развитии подростков — как мальчиков, так и девочек.
В психологическом развитии без нее невозможны способности к саморефлексии и принятия ответственности.
Это не значит, что нужно отпустить ситуацию на произвол судьбы. Вместо того чтобы навязывать свои решения, поддерживайте подростка в выборе, связанном с учебой и увлечениями. Например, если он хочет сменить хобби — дайте ему эту возможность.
«Позвольте подростку выбирать свою одежду или кружки. Обсуждайте, почему важно не просто следовать моде, но и ориентироваться на свои интересы. Если его не интересует конкретное занятие, не заставляйте. Лучше спросите: «А что тебе действительно нравится?» — рекомендует Евгения Мисюченко.
Предложите подростку создать списки задач или взять на себя ответственность за расписание. Пусть самостоятельно распределяет учебные и личные дела. Это прекрасная тренировка самоорганизации и привычки отвечать за решения.
Моделируйте вместе ситуации, где подростку потребуется проявить самостоятельность в решении задач. Обсуждайте, какие действия к каким последствиям приводят.
Исследования показывают, что чем выше в семье принятие детей со стороны родителей и чем больше одобрения получает подросток, тем охотнее он проявляет самостоятельность.