В нашем представлении друг — это тот, кто всегда подставит плечо в трудную минуту, тот, кто, как в детской песенке, «в беде не бросит и ничего не спросит». По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), с этим утверждением согласны большинство россиян. Около 80% опрошенных сказали, что у них есть близкие люди, на которых можно рассчитывать в непростой момент.
Для детей и подростков, личность которых только формируется, круг общения значит ещё больше, чем для взрослых. Китайские ученые пришли к выводу, что наличие друзей положительно влияет на психику и когнитивные способности детей, а американские психологи утверждают, что наличие друзей в подростковом возрасте снижает тревогу и продлевает жизнь. В этой статье разбираемся, как связаны дружба и развитие и как помочь ребёнку наладить социальные связи.
Для подростков дружба — это нечто большее, чем просто совместное времяпрепровождение. Эмоциональные связи с ровесниками дают ощущение принадлежности к группе. Если подросток оказывается в изоляции, он в буквальном смысле страдает — в этом случае задействуются те же самые участки мозга, которые отвечают за физическую боль.
Как уверяют ученые, дружеское общение:
В России молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет наиболее социальна — 97% опрошенных в этой группе утверждают, что у них есть друзья. В Москве и Санкт-Петербурге дружат активнее, чем в сельской местности: 90% против 77%. Значимую роль в новых знакомствах играет интернет: 89% активных пользователей сети заявили о наличии друзей.
Молодые люди, как правило, общаются с друзьями чаще всего: 61% опрошенных в возрасте 18—24 лет контактируют с друзьями ежедневно. С возрастом эта цифра постепенно снижается — лишь 46% 25—34-летних видятся с друзьями каждый день, а у старших поколений этот показатель и вовсе колеблется на уровне 30%—36%.
Помните, как папа дяди Фёдора рассказывал свой рецепт того, чтобы дети не пропадали из дома. Там был и «приятелей целый мешок». С ним бы поспорили китайские исследователи из Университета Фудань. Они выяснили, как количество друзей влияет на психическое и ментальное состояние детей.
Учёные использовали данные исследования развития мозга подростков и обнаружили, что связь между количеством друзей и благополучием не так проста, как может показаться на первый взгляд.
Если у ребёнка мало близких друзей, это негативно сказывается на его психике, умственных способностях и даже на структуре мозга, особенно на участках, которые отвечают за социальные навыки. Пока всё понятно и привычно.
В группе респондентов, которые заявляли, что у них больше пяти близких друзей, было зафиксировано резкое снижение показателей, связанных с продуктивностью работы мозга. К слову, в эту группу попали и дети со слишком малым кругом общения. У них чаще обнаруживали симптомы СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Такие дети получали более низкие результаты в тестах на кристаллизованный интеллект — способность использовать накопленный опыт и знания.
Почему много друзей так же плохо, как и их полное отсутствие? Исследователи решили, что дети с большим кругом общения тратят больше времени на друзей и меньше — на учёбу. Получается, что они менее разборчивы в выборе окружения — а значит, выше риск связаться с «плохой компанией».
Это исследование — начало большого пути. Теперь учёным предстоит выяснить, способствует ли наличие друзей когнитивному развитию или же развитие увеличивает возможности для установления крепких социальных связей.
В контексте нашего разговора нельзя не вспомнить наиболее известную теорию о количестве друзей, которая принадлежит британскому психологу и антропологу Робину Данбару. Этот принцип, получивший название «число Данбара», предполагает, что человек может поддерживать около 150 социальных связей одновременно (в последующих исследованиях выяснилось, что это количество может быть больше).
В эти 150 связей входят как ближайший круг — примерно пять близких друзей и родственников, — так и более широкие концентрические круги, включающие других родственников и знакомых.
Исследователи сходятся во мнении, что крепкие дружеские отношения обеспечивают подросткам более крепкое ментальное здоровье в будущем. Сравнили с теми, у кого большой круг общения, но близких друзей нет. Попутно установили, что у тех, кто умеет дружить, к 25 годам будет выше самооценка и ниже риск развития депрессии. Вот и еще один аргумент в пользу дружбы!
Исследователи на этом не успокоились и нашли ещё один весомый плюс настоящей дружбы. Подростки с развитой эмпатией с годами становятся более понимающими и вовлечёнными мамами и папами, так как общение с ровесниками — отличная «профилактика» инфантилизма.
Дружба — тема, которую интересно не только обсуждать, но и показывать. На своём примере, через сюжеты хороших фильмов и сериалов.
Через такие примеры легко объяснить подростку, что не всякая дружба длится долго, со временем многие отношения распадаются, потому что молодые люди «перерастают» друг друга, у них меняются интересы и потребности. Тут же можно разобрать, как правильно вести себя в конфликтной ситуации и почему важно сообщать взрослым о буллинге.
Дружба не ограничивается школьным коллективом. Если у подростка не складываются отношения с одноклассниками, возможно, он найдёт более близких по духу людей на кружках, дополнительных курсах, спортивной секции или летнем лагере. Важно помочь сформировать этот круг общения. Несмотря на развитие соцсетей и виртуальных пространств одно остается неизменным: человеку нужен человек.