Онлайн-игры давно стали друзьями и спутниками детей и подростков – миллионы юных геймеров ежедневно погружаются в виртуальные миры, соревнуясь и сотрудничая друг с другом. Многие родители не поощряют это увлечение, считая игры абсолютно бессмысленным или даже вредным времяпрепровождением. Так ли это, и могут ли онлайн-игры все же приносить детям пользу и какую именно? Разбираемся в этой статье.
Из-за быстрого развития технологий и глобализации soft skills, или «гибкие навыки», которые помогают решать проблемы и работать в команде, становятся всё более востребованными. Сегодня многие крупные компании существуют в международных масштабах, требуя от сотрудников умения эффективно взаимодействовать с коллегами из разных уголков мира. Для полноценной коммуникации нужно не только знание иностранных языков, но и межкультурная чувствительность и умение подобрать подход ко всем участникам рабочего процесса.
Например, представим себе IT-стартап, команда которого представлена разработчиками из Индии, России и Китая. Успех такого проекта напрямую зависит от того, насколько хорошо эти специалисты смогут координировать свои действия, обмениваться идеями и сообща решать возникающие проблемы.
Командные онлайн-игры дают возможность развить эти навыки, отдыхая после уроков, без помощи коуча и специальных занятий. Проходя совместные миссии, дети учатся быстро принимать решения, делегировать задачи и поддерживать эффективную коммуникацию с игроками из разных уголков земного шара.
Многие виды онлайн-игр требуют от участников слаженного взаимодействия для достижения общих целей – например, MMORPG (Massively Multiplayer Online Role-Playing Games – массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры), MOBA (Multiplayer Online Battle Arena – многопользовательская онлайн боевая арена), кооперативные шутеры (миссии в жанре экшен, в которых геймеры сражаются с противниками).
В «игрушках» по типу MMORPG подростки создают и развивают персонажей, выполняют квесты и участвуют в рейдах, в которых успех зависит от умения распределять обязанности между игроками. В таком боевом походе каждый выполняет определенную функцию: танкист принимает на себя удар, лечитель восстанавливает здоровье, а дамагеры наносят урон врагам. Такое распределение ролей учит поддерживать друг друга и с уважением относиться к остальным участникам процесса.
Чтобы победить в играх MOBA, например, в League of Legends и Dota 2, команда должна быть сплоченной и действовать в рамках общей стратегии. В процессе дети учатся эффективно коммуницировать и координировать свои маневры в реальном времени. Быстрая и четкая коммуникация здесь – ключ к успеху, так как ошибка одного может привести к поражению всей команды.
В League of Legends игроки распределяют роли (поддержка, стрелок, маг или танк) и сообща разрабатывают тактику для уничтожения вражеской базы. В Dota 2 каждая команда должна защищать древнюю крепость, одновременно атакуя стратегически важные точки противника.
Кооперативные шутеры, такие как Overwatch или Apex Legends, также ставят перед участниками задачи, требующие совместной работы. В этих играх подростки не только распределяют роли (например, снайпер, медик, штурмовик), но и учатся быстро адаптироваться к меняющимся условиям, реагировать на неожиданные ситуации и корректировать стратегию на ходу.
Таким образом, онлайн-игры становятся своеобразным тренажером, где можно научиться распределять роли и зоны ответственности, эффективно коммуницировать в команде, принимать совместные решения и достигать общих целей. Кроме того, в процессе геймеры постоянно взаимодействуют с игроками из разных социальных слоев и даже культур, учатся осознавать и уважать различия между людьми.
В многопользовательских онлайн-играх опытные геймеры несут ответственность за команду, координируют действия игроков и разрабатывают стратегию. Это помогает развить лидерские качества, которые в дальнейшем пригодятся как в учебе, так и на рабочем месте.
Навыки распознавания образов и закономерностей востребованы во многих профессиях — например, в медицине, науке, психологии, юриспруденции. Видеоигры, особенно стратегические и головоломные, развивают эти качества. Проходя миссии, дети учатся быстро находить и использовать повторяющиеся элементы – это помогает анализировать данные и оперативно принимать сложные решения.
Игры предлагают уникальную возможность ненадолго ощутить себя другим персонажем. Это развивает эмпатию и помогает участникам взглянуть на ситуацию с разных точек зрения. Стратегии и ролевые симуляторы способствуют развитию навыков ведения переговоров и разрешения споров, что полезно в учебе, в работе и в повседневной жизни.
Быстрые и динамичные игры, такие как шутеры или аркады, учат молниеносности реагирования, развивают пространственное мышление и умение сосредоточиться. Игроки привыкают анализировать свои действия и стремятся улучшить результаты. Если что-то не получается, всегда можно попробовать пройти уровень снова – это помогает стать терпеливым и настойчивым.
В том, что игры – это эффективный метод обучения детей, уже не осталось сомнений. Когда освоение материала связано с увлекательной деятельностью, дети гораздо лучше запоминают информацию и стремятся достичь высоких результатов.
Внедрение компьютерных игр в систему школьного и дошкольного образования в России рассматривается и обсуждается уже более двух десятилетий. Виртуальные миры позволяют детям переживать события из разных эпох, знакомиться с историческими личностями, использовать в игре объекты, недоступные в реальной жизни.
Институт развития интернета (ИРА) предложил Министерству просвещения ввести факультативные занятия по популярным среди молодежи играм, таким как Dota 2, FIFA 19, World of Tanks, Hearthstone и другим. Авторы инициативы утверждали, что это поможет школьникам развить креативное и абстрактное мышление, улучшить навыки командной работы и заинтересоваться киберспортом. Представители министерства отклонили это предложение из-за возможной усталости детей, но отметили, что школы могут самостоятельно решать вопрос о внедрении инновационных подходов в учебный процесс.
Некоторые учителя используют геймификацию, чтобы заинтересовать школьников и подать материал более увлекательно и наглядно. Например, игры, основанные на исторических событиях, помогают запомнить имена и важные даты, а популярный Minecraft можно использовать, чтобы продемонстрировать законы физики и химии в интересной и запоминающейся форме.
Многие родители опасаются, что дети, увлеченные стрелялками, станут агрессивными и жестокими. Злоупотребление теми же шутерами действительно может привести к повышению агрессии у детей и подростков, но ученые из Американской ассоциации психологов пришли к выводу, что игры являются лишь одним из многих факторов, которые могут способствовать подобному поведению.
Также нет никаких доказательств того, что виртуальная агрессия обязательно приводит к насилию в реальной жизни – как правило, личность со здоровой психикой способна четко разграничить настоящий и виртуальный миры.
По словам доктора Гарольда Каплевица, президента Института исследований детского сознания в США, о которых он рассказал каналу CBS News, именно родительское внимание и участие в жизни подростка играют ключевую роль.
Во избежание неприятных последствий стоит контролировать время, которое ребенок проводит за компьютером, договориться о разумных ограничениях и следить за тем, чтобы игры не были единственным видом досуга.
Важно, чтобы папы и мамы поддерживали доверительные отношения с детьми и искренне интересовались их увлечениями. Это поможет не только лучше понимать, чем живет подросток, но и позволит своевременно заметить возможные проблемы и скорректировать поведение, если потребуется.