В Сети набирает популярность видео, на котором мальчик лет пяти плачет, узнав, что банкоматы не печатают бесконечно новые купюры, а выдают только те деньги, которые есть у родителей. Будем надеяться, что это, бесспорно, грустное открытие стало началом его пути к финансовой грамотности.
Стартории стало интересно, что современные дети думают о деньгах, почему копилки-свинки уходят в прошлое и что определяет финансовое поведение подростков.
До недавнего времени деньги четко ассоциировались с наличными купюрами и физическими покупками. Глобальная цифровизация 2020-х изменила саму суть финансов. И дети, конечно, непосредственно включены в эту систему.
Согласно исследованиям аналитиков центра НАФИ, банкоматами сейчас пользуется 72% подростков, личные банковские карты есть у 59% опрошенных, а мобильный банк установлен у 56%.
«Как психолог, который взаимодействует с подростками, я вижу, как они воспринимают деньги с акцентом на цифровые технологии и легкость их обмена. В отличие от поколения миллениалов, которые росли в эпоху перехода от наличных к пластику, сегодняшние подростки уже понимают суть цифровизации с раннего возраста», — говорит Екатерина Бутачина, психолог для подростков и родителей.
По ее словам, это меняет представления подростков о деньгах: они видят их не просто как средство обмена, но и как нечто, что можно легко заработать и потратить в онлайн-пространстве.
Подростки воспринимают деньги не в виде реальных банкнот и монет, как их родители. Они хорошо ориентируются в современных платежных системах и быстрее адаптируются к новым технологиям.
Однако с этим связаны и риски: возможность «лёгких» денег, например, через видеоблогинг или онлайн-игры, может создавать искажения в восприятии ценности труда и усилий.
Согласно результатам недавнего опроса, 69% младших школьников до 11 лет и 90% подростков получают от родителей деньги на карманные расходы. Совсем не получают карманных денег примерно треть детей 7-10 лет, и около 10% детей от 10 до 17 лет.
Чем старше ребёнок, тем меньше контроль их трат: покупки малышей отслеживают 87% семей, за покупками старшеклассников следят уже порядка 55%.
В Великобритании дети также получают деньги в собственное распоряжение с 7 лет. В США же и Австралии родители считают, что стоит подождать, пока подросток не станет проявлять больше ответственности и самостоятельности. Чтобы получить карманные деньги, юные американцы и австралийцы нередко выполняют домашние поручения родителей.
С развитием социальных сетей и медиа с их показательным потреблением дети стали чаще стремиться к материальным благам, которые поддерживают статус среди сверстников. Многие используют деньги не для накоплений (прощайте, старые добрые копилки!), а для постоянных покупок.
Во многом по этой причине подростки являются одной из самых уязвимых категорий в финансовом плане. Согласно исследованиям, около 35% молодых людей редко задумываются о будущем и о планировании расходов.
Примерно столько же (чуть больше 30%) планируют свои расходы на несколько месяцев вперёд. Каждый пятый планирует их на несколько лет вперёд.
В то же время интерес подростков к финансовому планированию всё же растёт из года в год. С развитием технологий и появлением приложений подростки начинают глубже погружаться в темы накоплений и инвестиций.
Почти половина подростков откладывает часть денег на будущие цели, такие как учёба или покупка дорогостоящих вещей. Так, каждый шестой ребёнок откладывает самостоятельно заработанные и полученные от родителей деньги. Треть — откладывает деньги, подаренные им на день рождения.
Если в семье обсуждают бюджет, планируют траты, говорят про важность накоплений, подросток с большей вероятностью усвоит эти понятия.
Ещё одна модель — воспитание в семье, где есть свой бизнес, и ребёнку дают возможность в нём зарабатывать. У подростка появляется мотивация трудиться, родители готовы помочь с покупкой самых необходимых для жизни вещей. Но основную часть денег ребёнок способен заработать сам — это развивает разнообразные навыки и уверенность в себе.
«Современные подростки в целом проявляют большой интерес к идее самостоятельного заработка, — делится наблюдениями Екатерина Бутачина. — С каждым годом возрастает осведомлённость молодёжи о возможностях, которые предоставляет мир: от фриланса и стажировок до создания собственного бизнеса в цифровой среде и возможности выиграть грант на реализацию своей идеи. Это связано с доступностью информации и высоким уровнем проникновения технологий в повседневную жизнь».
По мнению психологов, часто стремление заработать говорит о готовности к ответственности и стремлении к независимости.
Отношение к деньгам формируется в семье: дети учатся управлять ими, наблюдая за родителями. Пример значимых взрослых — самый естественный способ помочь подростку развить здоровое отношение к финансам.
*Признан экстремистской организацией и запрещен на территории РФ.