В январе 2023 года центр НАФИ запустил открытый опрос. У респондентов спросили: «Вы согласны или, напротив, не согласны со следующим утверждением: «Женщины хуже справляются с работой в области информационных технологий, чем мужчины»?
Ответы оказались не то чтобы неожиданными, но повод для размышления дают.
Как увидеть и поддержать склонности своего юного исследователя и особенно — исследовательницы. И почему гендерные стереотипы могут деструктивно сказаться на самореализации школьников — в нашем материале.
Сказать честно, даже в IT-школе приходится сталкиваться с мнением, что не женское это дело — программирование.
Исследование центра НАФИ подтвердило, что гендерные стереотипы в российском обществе сохраняются. 37% мужчин-респондентов и 23% женщин утвердительно ответили на вопрос: «Женщины хуже справляются с работой в области информационных технологий, чем мужчины?».
Однако большая часть респондентов, вне зависимости от пола, не согласна с этим утверждением. Это свидетельствует о том, что убеждения постепенно ослабевают и открывают перспективы для дальнейшего увеличения числа женщин в IT.
Исследования, которые проводятся по всему миру, показывают, что разделение профессий по гендерному признаку теряет актуальность. В контексте нашего разговора значимым является тот факт, что каждый год растет число женщин, работающих в традиционно «мужских» областях, таких как наука, техника, инженерия и математика (STEM).
По данным Национального научного фонда (National Science Foundation, NSF), в 2023 году США доля женщин в науке и инженерии составила 28%. Экономические исследования показывают, что разделение на «мужские» и «женские» профессии ограничивает потенциал трудового рынка.
Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) подчеркивает, что гендерное разнообразие в профессиональной сфере способствует более продуктивной и инновационной экономике.
Издание Коммерсант со ссылкой на аналитику рекрутингового агентства hh.ru пишет, что за последние два года доля женщин среди IT-специалистов увеличилась на 2 процентных пункта — с 30% в 2021 году до 32% в 2022 году. Сегодня почти каждый третий соискатель в IT — женщина.
Количественный разрыв между мужскими и женскими резюме сокращается: если в 2021 году женских резюме было на 56% меньше, то в 2022 году их стало на 52% больше. Особенно быстро увеличивается количество женщин в возрасте 14-18 и 31-40 лет (на 41% в год), а также в группе 41-60 лет (рост на 50%). Это связано с тем, что женщины активно поступают на IT-направления в вузы и переобучаются в середине карьеры, становясь всё более востребованными на рынке труда.
Суммарное количество приглашений женщин на работу в IT постепенно догоняет мужские показатели: в 2021 году приглашений для женщин было в два раза меньше, чем для мужчин (58 тыс. против 108 тыс.), но в 2022 году этот разрыв сократился — количество приглашений для женщин выросло на 39%, составив 106,5 тыс. против 148,5 тыс. для мужчин.
Мужской и женский мозг действительно различаются по размерам и структуре. У мужчин более выражена асимметрия и сильнее развиты связи внутри полушарий, тогда как у женщин — между полушариями.
Это может отражаться на когнитивных способностях: у мужчин, как правило, лучше развито зрительно-пространственное мышление, а у женщин — вербальные навыки и память на лица.
Однако это всего лишь общие выводы и закономерности.
В 2010-х годах нейробиолог Дафна Джоэл и её команда исследовали снимки мозга более 1400 человек и выяснили, что системных различий между мужским и женским мозгом нет. Мозг с «типично мужской» или «типично женской» структурой встречается гораздо реже, чем принято считать.
Более того, идея склонности мальчиков к математическим наукам, а девочек — к гуманитарным или эстетическим видам деятельности, тоже не находит подтверждения.
Согласно докладу ЮНЕСКО, в странах со средним и высоким уровнями дохода девочки, посещающие среднюю школу, получают значительно более высокие оценки по естественным наукам. Несмотря на это преимущество, девочки по-прежнему в меньшей степени склонны выбирать научную карьеру.
Когда взрослые встают перед выбором, в какую сторону направить интересы ребёнка, важно помнить, что деструктивные стереотипы могут помешать ему раскрыть весь потенциал. Речь не только про IT.
«Лучшее, что может сделать родитель — внимательно наблюдать. Самая большая ошибка, которую тут можно допустить — относиться к занятиям и играм ребенка, как к чему-то само собой разумеющемуся. Важно смотреть, на что он больше тратит времени, какие виды активности нравятся, даже если это все кажется не имеющим отношения к профессии».
Такой совет читателям медиа Стартории дает профориентолог Олеся Шлеменкова.
Все то, что делает сухие факты живой картинкой. Это, например, «Социальная сеть», «Игра в имитацию», «Стив Джобс».
О запросе, который сейчас существует на популярную образовательную литературу, говорит тот факт, что издательства выпускают целые книжные серии, где доступно объясняются сложные факты и явления — из физики, математики, программирования. Проверено на себе: после прочтения многое становится понятно и взрослым.
Как собрать робота из лего? А чтобы он двигался вдоль нарисованной линии? Учимся, играя — это однозначно про развитие технического мышления. Восторг от удачного эксперимента и загоревшейся лампочки после сбора цепи — это то, что вдохновляет независимо от пола.
Они помогают подросткам лучше понять свои сильные стороны, способности и интересы в различных областях, включая инженерные науки. Например, тест Холланда, который разделяет людей по типам личности и интересов, может с высокой точностью выявить склонность подростка к техническому мышлению и решению задач.
Получив такие результаты, подросток может осознанно углубляться в изучение математики, физики, информатики, онлайн-программирования для детей.
Более того, в арсенале профориентологов есть тесты, которые показывают связь интересов подростка с востребованными профессиями. Например, в сфере ИТ это может подтолкнуть его к изучению языков программирования, выбору школы программирования для детей или участию в хакатонах или конкурсах по робототехнике.
Это поможет не только научиться новому, но и найти друзей со схожими интересами. В этом смысле сильно облегчают задачу лагеря, которые организуются онлайн.
Цифровой формат предоставляет широкий выбор направлений и курсов программирования для детей. Дети и подростки осваивают программирование и кодинг, 3D-моделирование и графический дизайн, информатику, разрабатывают свои первые компьютерные игры.
Существует множество ресурсов для изучения технических дисциплин. Чтобы понять какие курсы подойдут вашему ребенку, пройдите вместе с ним тест от «внештатного специалиста» Стартории — кота Страдапера. Это займет несколько минут, в итоге вы узнаете, какие курсы подходят вашему ребенку лучше всего.