За первые шесть месяцев 2024 года на работу устроились больше 3 млн несовершеннолетних россиян — такие данные приводит портал hh.ru. Подросткам охотно дают работу в том числе в IT-сфере — были бы базовые навыки и желание учиться дальше.
И это неудивительно: рынок труда IT стремительно расширяется. Российские компании, создающие программные продукты, нуждаются в сотрудниках и готовы их учить.
Как российским школьникам проще всего зайти в IT и с чем могут столкнуться в начале карьеры — в нашем материале.
Число вакансий в IT стабильно растет: компании активно внедряют автоматизацию, облачные решения и системы анализа данных. Для этого нужны разработчики, аналитики, инженеры по данным и специалисты по кибербезопасности.
Исследование hh.ru показало, что компании, работающие в сфере IT, готовы рассматривать резюме несовершеннолетних соискателей. Чаще всего им предлагают позиции специалистов технической поддержки (27%).
Однако 23% вакансий в IT для молодежи — это программисты и разработчики, а еще 10% — системные администраторы и аналитики.
Позиции джуниоров, то есть специалистов начального уровня, чаще всего предлагают работодатели из сферы «ИТ, системная интеграция и интернет» (35%). Но есть вакансии и от компаний из финансового сектора (9%) и сферы розничной торговли (8%).
Ситуация на рынке труда дает подросткам отличную возможность для старта карьеры в IT. И нужно для этого не высшее образование, а технические навыки.
Юные программисты добиваются вполне взрослых успехов: зарабатывают и запускают стартапы, становятся участниками крупных конференций и получают предложения от вузов и крупных корпораций.
Наталья Рощина, руководитель Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства «Парк Будущего» Всероссийского детского центра «Смена», в статье для РБК-Тренды подчеркивает, что сейчас избежать цифровизации не получится — поэтому стоит попробовать «пойти в айти» осознанно. Программирование для детей — уже не что-то из «взрослой жизни», а один из способов общения с миром.
«Бояться, что языки программирования или технологии устареют, не нужно, потому что навыки в этой сфере важнее конкретных знаний. Более того, они пригодятся всем — и «технарям», и «гуманитариям», деление на которых уже, кстати, устарело. Нужно попытаться дать ребенку максимум полезных умений», — считает Рощина.
Школьники, заинтересованные в программировании, на таких мероприятиях развивают навыки, сравнивают свои возможности с достижениями ровесников и — что немаловажно — могут выиграть гранты и стажировки, которые дадут практический опыт. Подобные мероприятия зачастую проводят школы программирования для детей, причем участвовать в них могут все желающие.
Небольшие проекты на фриланс-платформах обеспечивают портфолио, а удаленные стажировки дадут первый опыт работы. Такие платформы — это хорошая возможность сделать первые шаги в онлайн-программировании для детей.
Разработка собственных приложений или веб-сайтов позволяет набрать опыт и продемонстрировать навыки, а публикация готовых проектов может привлечь внимание работодателей.
Сейчас сфера предлагает немало онлайн-платформ с обучающими курсами по программированию, веб-дизайну, кибербезопасности и анализу данных, которые подойдут и для школьников. На этих платформах можно изучить основы и перейти к более сложным задачам.
Например, дети, которые занимаются в Стартории, идут в изучении программирования последовательно от простого к сложному. На нашем сайте «дежурит» всеми любимый котик Страдапер — он приготовил веселый тест, который, тем не менее, за несколько минут выявляет таланты и склонности ребенка в программировании.
Этот пункт тесно связан с предыдущим. Часто образовательные проекты формируют вокруг себя уникальную среду и становятся точкой притяжения интересных специалистов, готовых открыто делиться знаниями и опытом.
В сообществах разработчиков и IT-энтузиастов подростки могут получить помощь и обратную связь, обменяться опытом и найти наставников.
Раннее начало карьеры позволяет развивать навыки, которые востребованы работодателями, и закладывает фундамент для профессионального роста.
Практический опыт, который выходит за рамки теоретического обучения, научит будущего гения программирования работать в команде, управлять проектами, находить решения реальных задач и использовать профессиональные инструменты.
Конкурентоспособные зарплаты в IT возможны даже для детей — а оплата труда мотивирует продолжать развитие.
Дополнительные навыки — критическое мышление, решение проблем, управление временем и коммуникация. Это пригодится не только в профессиональной, но и в личной жизни.
Это были преимущества — а теперь о рисках.
Увеличение нагрузки — одна из основных сложностей. Работа требует времени, это может привести к переутомлению и повлиять на успеваемость.
Трудности в управлении временем — возникают из-за нехватки опыта. Если не распределить время между учебой, работой, курсами программирования для детей и отдыхом, это может привести к стрессу и выгоранию.
Риски, связанные с работой — например, угроза столкнуться с мошенниками, которые не оплатят труд. В выборе работодателя наверняка потребуется помощь родителей.
Социальная изоляция — высокая нагрузка может привести к недостатку общения и повредить социальной адаптации.
Количество вакансий для IT-специалистов продолжает расти, и для подростков это ответ на вопрос, как начать карьеру в IT. Умение программировать, разбираться в данных или понимать основы безопасности откроет им путь к перспективной и хорошо оплачиваемой работе, в том числе в удаленном формате.